За год тройка лидеров, включая «Яндекс Маркет», нарастила своё присутствие на 36 %.
С июня 2023 года по июнь 2024-го доля пунктов вывоза заказов (ПВЗ) Ozon и Wildberries в общем количестве выросла с 75 % до 85 %. Это следует из исследования платформы T-Bank eCommerce.
Авторы проанализировали обезличенные транзакции бизнес-клиентов «Т-Банка», которые получают выплаты за ведение деятельности ПВЗ крупнейших маркетплейсов — это Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет». В «Т-Банке» отметили, что обслуживают около трети владельцев ПВЗ универсальных маркетплейсов.
Общее число владельцев ПВЗ трёх маркетплейсов за год выросло на 36 % (абсолютный показатель не приводится). При этом количество предпринимателей, имеющих только точки Wildberries, выросло на 55 %, а доля таких пунктов с 28 % в июне 2023-го увеличилась до 32 % в июне 2024 года.
Число предпринимателей, работающих только с Ozon, увеличилось на 53 %, а доля пунктов, брендированных этой компанией, — с 39 % до 44 %. Число владельцев пунктов «Яндекс Маркета» с июня прошлого по июнь этого года сократилось на 25 %, а их доля — с 15 % до 8 %.
Авторы исследования отметили, что выплаты Wildberries партнёрам, владеющим пунктами под этим брендом, выросли на 97 %. У предпринимателей, работающих исключительно под брендом Ozon, выплаты выросли на 70 %. При этом владелец ПВЗ двух маркетплейсов в среднем зарабатывает в месяц в три раза больше тех, кто работает только с одним маркетплейсом, а владелец ПВЗ трёх маркетплейсов — в семь раз больше.
Речь идёт о тех предпринимателях, которые владеют как рядом стоящими ПВЗ, так и тех, пункты у которых расположены в разных местах. Число таких предпринимателей почти не изменилось за год.
Директор T-Bank eCommerce Илья Кретов пояснил, что они анализировали только универсальные маркетплейсы, у которых есть собственные пункты выдачи заказов. У остальных пока либо недостаточно развитая сеть для внешних предпринимателей, либо они только недавно начали развивать свои пункты.
Представитель Ozon говорит, что они согласны с указанными в исследовании выводами, но отметил, что зачастую их партнёры могут также работать через «Oзон Банк».
По словам представителя Wildberries, сейчас общее количество брендированных этой площадкой пунктов выдачи составляет 45 тыс. в России, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Армении и Киргизии, из них более 28 тыс. принадлежат партнёрам. До конца года в планах открыть ещё около 10 тыс. новых точек.
Но представитель «Яндекс Маркета» назвал данные по ним не совсем корректными. По его словам, количество партнёров площадки не упало на 25 %, а выросло на 9 %, отметив, что, по их данным, только 27 % партнёров — владельцев ПВЗ «Яндекс Маркета» — пользуются услугами «Т-Банка».
Гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отметил, что, по их данным, количество ПВЗ «Яндекс Маркета» к аналогичному периоду 2023 года росло, хотя и снизилось на 5 % к уровню начала 2024-го.
По данным «Infoline-Аналитика», на конец первого квартала этого года было 53 тыс. ПВЗ и почтоматов, брендированных Ozon, 36 тыс. — Wildberries, 19,5 тыс. — «Сберлогистикой» (работает с «Мегамаркетом») и 12,7 тыс. — «Яндекс Маркетом». С последним также работали 2,47 тыс. небрендированных пунктов выдачи.
В начале этого года Федеральная антимонопольная служба установила, что Wildberries и Ozon занимают «коллективное доминирующее положение» на рынке, занимая вместе 80 %.