Снятие блокировки занимает иногда день, а иногда и месяц, и за ущерб тем временем налоговая не отвечает.
Об проблеме рассказала эксперт Наталья Грачёва, специалист налогового учёта первой онлайн-бухгалтерии «Модульбанка».
Если предприниматель не платит или не отчитывается добровольно, налоговая (ФНС) должна его заставить. Самый верный способ — заблокировать счёт компании.
Если счёт заблокировали в одном банке, то закрыть его и открыть новый в другом не получится.
Как только налоговая решает, что пора блокировать, она даёт поручение банку, и банк всё делает за один рабочий день.
Банк не может самовольно снять блокировку, даже если видит, что вы всё оплатили. Он обязан дождаться разрешения от налоговой.
На разблокировку у банка два дня. При этом банк не отвечает за материальные потери компании при блокировке.
У налоговой есть право предупреждать о предстоящей блокировке, не позднее чем за 14 дней, но она не обязана делать это.
- через личный кабинет банка;
- через неудобный сервис налоговой, в пункте о приостановлениях, где придётся проверять блокировку вручную и по каждому банку, где открыт счёт;
- из писем налоговой, обращая внимание на срок исполнения требования.
Живущие не по адресу регистрации ИП просят родных сообщать о письмах.
Избавиться от блокировки можно в два шага: узнать причину и выполнить требования налоговой.
Первый шаг — понять причину. Причину указывают в решении налоговой, в нём дают основание блокировки.
Второй шаг — сделать то, что просит налоговая: оплатить налоги, заплатить штраф, исправить отчётные документы.
С ноября 2021 года можно подавать заявление на разблокировку онлайн через личный кабинет на сайте ФНС: нужно заполнить форму заявления и приложить сканы документов, подтверждающих уплату задолженности.
Проблема с налогами появляется не только из-за задержки. Бывает так: налоговая думает, что ей должны 18 тыс. ₽, а предприниматель — что 6 тыс. ₽. Нужно постоянно отслеживать входящие письма от налоговой, подавать отчётность и платить налоги в срок.
Если в отчётности будут ошибки, налоговая потребует пояснить. Срок давности нарушения — три года.
Раз налоговая не получила отчётность, то надо передать её в ФНС через систему электронного документооборота или занести лично.
Максимум через два дня после того, как налоговая получит отчётность.
Налоговая быстрее получает электронную декларацию. Если вести бухучёт самостоятельно, лучше оформить электронную подпись.
В случае задержки со сдачей отчётности подстраховаться можно — срочно обратиться к бухгалтеру, чтобы он проанализировал ситуацию и решил вопрос в кратчайшие сроки.
Нельзя не подтверждать получение запросов от налоговой. Налоговая отправляет запросы, чтобы что-то выяснить или пригласить в гости. Раньше эти запросы приходили только бумажной почтой, сейчас ФНС отправляет их через систему электронного документооборота, или ЭДО.
Для подтверждения налогоплательщик отправляет в налоговую квитанцию о приёме. Срок подтверждения запроса — шесть дней. Если через шесть дней налоговая не получит квитанцию, ещё через десять рабочих дней она заблокирует счёт.
В налоговую надо отправить подтверждение получения запроса, подтвердить можно, даже если нужный срок пропустили. Для подтверждения нужно нажать в программе ЭДО одну кнопку.
Счёт разблокируется максимум через два дня после того, как налоговая получит подтверждение запроса.
Некоторые бухгалтерии присылают напоминание. Так проще не пропустить нужный срок.
Чтобы подстраховаться, надо проверять запросы от налоговой регулярно.
Налоговая не трогает личные счета. Если провинился ИП или компания, налоговая блокирует только счета ИП и компании и не трогает счета физлиц.
По закону налоговая блокирует не сам счёт, а деньги на нём, и только сумму долга или штрафа. В зависимости от причины блокировки налоговая блокирует все деньги на счетах или конкретную сумму.
При блокировке сам счёт работает. Если клиент переведёт деньги за заказ, их будет видно на счёте и в СМС от банка.
Деньгами на заблокированном счёте можно пользоваться частично. Оплачивать личные расходы не получится.
- на возмещение вреда жизни и здоровью по исполнительному листу;
- алименты;
- зарплату сотрудникам;
- оплату налогов и взносов.
Очерёдность оплаты с заблокированного счёта описана в законе. Если есть исполнительный лист и надо платить зарплату, сначала оплачивают возмещение по листу, а потом переводят зарплату. Банк не даст выдать зарплату раньше.
В таком случае можно оспорить ошибку и получить компенсацию — моральную и денежную. Денежная компенсация — 1/300 ключевой ставки Центробанка за каждый день блокировки, ставка начисляется на заблокированную сумму.
Если ставка рефинансирования — 10 %, ФНС ошибочно заблокировала 100тыс. ₽, она заплатит 33 ₽ и только по суду.
- Налоговая блокирует счёт, если задержать оплату налогов или подачу отчётности и не подтвердить получение запроса.
- Налоговая вправе заблокировать все счета компании или ИП.
- С банком ругаться бесполезно: банк разблокирует счёт только по распоряжению налоговой.
- Узнать причину блокировки.
- Налоговая указывает причину в постановлении о блокировке, так что постановление попросить в банке.
- Выполнить то, что просит ФНС: погасить долг по налогам или отправить документы.