Почему такое может случиться и как поступать заказчику.
При сотрудничестве с самозанятыми чек — самый главный документ. Он позволяет заказчику, юрлицу либо ИП, оформить оплату самозанятому. Если чек аннулирован, компания попадает в неприятную ситуацию. Сайт klerk.ru разобрал, почему такое может случиться и как поступать заказчику.
Самозанятый должен выдать чек в момент оплаты от заказчика при наличном расчёте или с использованием электронных средств платежа. Либо сделать это до 9 числа, следующего за налоговым периодом месяца при безналичном расчёте.
Невыдача чека заказчику — это уклонение от уплаты налогов. Поэтому важно в договоре с самозанятым прописать обязанность самозанятого передавать чек заказчику и предусмотреть штрафные санкции в случае, если чека не будет.
За нарушение порядка и сроков передачи сведений о полученных доходах для самозанятых предусмотрен штраф в размере 20 % от суммы такого расчёта (статья 129.13 НК). При повторном нарушении в течение полугода предусматривается штраф в 100 % от суммы платежа.
Чек позволяет компании подтвердить расходы и учесть выплату самозанятому при определении своей налоговой базы.
- для налога на прибыль;
- для единого налога на доходно-расходной упрощённой системе налогообложения;
- для единого налога (для сельхозпроизводителей).
Самозанятый может распечатать чек или отправить его в электронном виде на почту, в мессенджер или соцсети. Для этого, как и любой первичный документ, чек должен быть правильно оформлен.
Чек легко формируется в приложении «Мой налог». Однако стоит проверить, верно ли исполнитель заполнил важные реквизиты документа.
Самозанятый может по незнанию вписать в чек вознаграждение без удержанных комиссий, за минусом своих накладных расходов, сразу вычесть налог.
Например, получил от заказчика оплату на 5 000 ₽, вычел из них свои затраты на дорогу и оформил чек на 4 500 ₽. Так делать нельзя.
При формировании в приложении чека для юрлица самозанятый ошибочно выбирает позицию «Физическое лицо», и в результате в чеке отсутствует ИНН компании. Либо самозанятый сотрудничает с юрлицом через посредника. И ошибается, выставляя чек на посредника вместо указанного в договоре заказчика.
Если при заполнении ИНН самозанятый опечатался, в результате чек окажется оформлен на другую организацию (ИП).
Расшифровано ли в чеке, какая именно работа была выполнена либо услуга оказана.
Гендиректор и сооснователь компании Apibank Алексей Петров советует в чеке максимально чётко расшифровывать тип задания и выполненных работ, и каждую услугу, оказанную самозанятым желательно оформлять отдельным доходом. Это позволит отвести подозрения налоговой о подмене трудовых отношений.
Для исправления ошибок в чеке самозанятому потребуется оперативно аннулировать неправильный чек. А затем оформить новый той же датой. Приложение «Мой налог» не накладывает на это никаких ограничений. Но самозанятый должен будет объяснить в приложении причины, это гласят части 3 и 4 статьи 8 закона № 422-ФЗ.
Идеальный выход из такой ситуации для компании, если исправления произошли до истечения договора и закрытия сделки. Но если бухгалтер обнаружил ошибку в чеке уже после того, как договор истёк, получить исправленный чек будет уже не так просто.
Самозанятый может аннулировать чек при возврате суммы вознаграждения заказчику. В этом случае заказчик должен скорректировать суммы расходов, учитываемых при расчёте налоговой базы. Порядок корректировки зависит от применяемого заказчиком режима налогообложения.
Важно отслеживать статус чека не только в момент принятия к расходу, но и после этого. Иначе это может грозить тем, что уже принятая к расходу сумма превращается в выплату обычному физлицу, и влечёт за собой доначисление страховых и пенсионных взносов, а также уплату НДФЛ. Дело в том, что аннулированный чек считается недействительным документом.