С начала нулевых годов игрушки стали занимать новую нишу в современном искусстве. Art toys — практически прямые наследники искусства поп-культуры.
Над работами, к примеру, скульптора и короля китча Джеффа Кунса, известного «Собакой из воздушных шаров», трудятся десятки сотрудников в мастерских. Подобная тенденция неразрывно связана с китч-искусством, которое ориентируется на массовые образы, лишённые глубоких идей.
Арт-игрушки — предметы на стыке искусства и роскоши, и у каждого ограниченного выпуска тоже есть коллекционная ценность.
К пионерам по использованию образов игрушек в искусстве можно отнести Такаси Мураками и Джеффа Кунса. Последний в 2019 году стал самым дорогим из ныне живущих художников, продав на аукционе Christies скульптуру «Кролик» за 91 млн $. Кунс известен монументальными работами из стали с зеркальной полировкой, вдохновлёнными воздушными шарами. Среди любимых героев публики — надувные собаки, кролики и цветы.
Альтернативный мир Такаси Мураками на стыке поп-культуры и японских традиций, в свою очередь, комбинирует живопись и скульптуру, перформанс и текст, а также анимацию.
Феноменом современной поп-культуры стал американский граффити-художник и дизайнер Брайан Доннелли, более известный как KAWS. Перед открытием собственной компании он проработал год мультипликатором в Disney.
Другой ключевой игрок индустрии — Be@rbrick от японской компании Medicom Toy, основанной дизайнером Тацухико Акаши в 1996-м. В 2001 году появилась линейка Be@rbrick — медведи, доступные в размере от брелока до напольной скульптуры.
Коллекционные игрушки выделяются в отдельный сегмент, без развлекательной и игровой мотивации для покупки — это инвестиция в личную коллекцию, предметы из которой могут возрасти в цене.
Небольшие виниловые игрушки KAWS на первичном рынке можно приобрести за 500 $ – 1000 $, а перепродать их можно уже в 15 раз дороже.
Возможность приобрести Be@rbrick тоже зависит от размера и материала фигурки — цены могут начинаться от 100 $ и заканчиваться десятками тысяч. Так, в 2019 году на аукционе Christie’s за 30 тыс. $ продали фигурку Be@rbrick Coco Chanel, дизайн которой разрабатывал Карл Лагерфельд в 2006-м. Коллаборации между ключевыми игроками рынка — дело привычное, ведь это шанс заполучить Be@rbrick в стилистике KAWS или деревянные фигурки героев Такаси Мураками и Брайана Доннелли в эксклюзивном наборе.
Существуют и более массовые ведущие производители игрушек, такие как FUNKO и Pop Mart, которые отмечают высокий спрос на коллекционных персонажей по мотивам культовых мультфильмов, кинофраншиз, сериалов и видеоигр.
Арт-игрушки — набирающее популярность направление на российском рынке. В марте 2023-го стало известно, что арт-проект 31-летнего художника и дизайнера Тараса Желтышева Yoomoota привлёк 1 млн $ инвестициё на мировое развитие. В 2020 году Тарас создал фигурку Mr. Pillman («Пилюльный»), которая олицетворяет ипохондрика. А его персонажи «Чистая любовь» и «Красный страх» символизируют эмпатию и фобии.
Источник: https://manner-matter.ru/designers/5
Особенность арт-вселенной Желтышева — в том, что его персонажи могут приобретать любую форму, от скульптуры и мебели до живописи и цифрового искусства.
Другая серия героев, точнее «маленьких монстров», принадлежит дизайнеру и художнику Захару Евсееву, известному под псевдонимом Zak Mini Monster. Вселенная его персонажей — это изучение взаимодействия людей в обществе, где всё используют маски и смайлы. Зак работает с экспрессивной техникой стрит-арта, изображая мини-монстров на холстах с помощью аэрозольной краски.