Это должно помочь разгрузить забитые до предела порты региона, считают эксперты.
ГК «Дело» Сергея Шишкарёва владеет морскими и железнодорожными терминалами, парком контейнеров, фитинговых платформ и флотом. ГК «Дело» предложила РЖД разрешить грузовым железнодорожным операторам подсыл порожних фитинговых платформ в составе прибывающих на припортовые станции контейнерных поездов с экспортными грузами. Это должно ускорить вывоз импортных товаров из портов. Об этом рассказал «Ведомостям» представитель группы компаний.
Необходимо решить проблему с перегруженностью морских контейнерных терминалов на востоке страны, пояснил собеседник. По данным «Дела», на конец первой декады октября 2022 года загрузка портов Дальнего Востока контейнерами «близка к предельной», а объёмы отправки импортных контейнеров по железной дороге значительно ниже нормы.
Разбалансированность экспорта и импорта существенно снижает возможности обработки флота на терминалах.
Сейчас отправку порожних платформ в составе грузовых поездов нужно специально согласовывать с руководством местной железной дороги, пояснил представитель компании. «Дело» предложило установить квоту на уровне не более 15 % порожних платформ, которые можно отправлять без дополнительных согласований, пояснил он.
Морские терминалы на Дальнем Востоке перегружены уже не первый месяц, «Ведомости» писали об этом ещё 23 августа. Смещение грузопотоков с запада на восток привело к тому, что грузы, которые переваливали в портах Северо-Западного региона, сейчас уходят на Дальний Восток для последующей поставки в страны Азии.
По данным Ассоциации морских торговых портов, за девять месяцев 2022 года грузооборот портов Дальневосточного бассейна вырос на 0,1 % в годовом выражении до 169,4 млн т.
«Дело» вместе с заинтересованными участниками рынка ведёт диалог с РЖД по возможности отправки порожних платформ без согласования, сказал представитель ГК. Предложение группы пока не принято, добавил он.
Представитель транспортной группы Fesco, которая владеет крупнейшим контейнерным терминалом на Дальнем Востоке, заявил «Ведомостям», что компания считает необходимым снять ограничения на отправку порожних вагонов на Дальний Восток.
Это позволит сбалансировать экспортно-импортные контейнерные потоки, разгрузить порты региона и нормализовать работу всей логистической цепочки.
По оценкам Fesco, контейнерные терминалы в регионе загружены на 100 %.
РЖД заинтересована в максимизации объёмов перевозок грузов, а не порожних вагонов, сказал «Ведомостям» представитель монополии. Он добавил, что для вывоза контейнеров из портов применяется также технология их перевозок в полувагонах.
По данным РЖД, в январе – сентябре по сети проследовало 4,8 млн TEU, то есть+0,5 % год к году. Импортные перевозки контейнеров выросли на 13,5 %, а экспортные снизились на 3,5 %.
По данным Fesco, опубликованным в октябре, в августе 2022 года контейнерный рынок в целом сокращался на 13,4 % по сравнению с тем же месяцем 2021 года до 468 400 TEU. Импортные перевозки в августе снизились на 5 % год к году, но отправки через Дальний Восток выросли на 36 %. Экспортные отправки сократились на 27 %, но через Дальний Восток увеличились до 94 000 TEU: это рост на 24 % к июлю 2022 года и на 50 % к августу прошлого года.
По подсчётам собеседника «Ведомостей» в компании-операторе, если РЖД, как и планировала, пустит пять таких поездов, то при максимальной длине поезда в 71 вагон с 40-футовыми контейнерами в месяц получится вывозить около 5 000 TEU.
Три источника в транспортных компаниях сказали «Ведомостям», что РЖД невыгодно везти на Дальний Восток порожние вагоны, когда в этом направлении всё забито грузами. Невыгодно это и угольщикам, которые не готовы жертвовать целым гружёным составом, чтобы доставить порожние платформы в дальневосточные порты.
Ещё одним выходом из ситуации может стать перенаправление импорта по менее загруженным маршрутам, считает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Он напомнил, что между Россией и Китаем есть несколько железнодорожных погранпереходов, через которые можно доставлять грузы, минуя порты, можно использовать территории других стран, у которых есть такие переходы. Это потребует изменений в логистике производителей из азиатских стран, но ускорит доставку по России, резюмировал эксперт.