Главная Новости отрасли Индекс экономического настроения в России упал до минимума с 2009 года

Индекс экономического настроения в России упал до минимума с 2009 года

26.01.2016 в 11.19 450Просмотров: 450 0Комментариев: 0
Особенно сильно его тянут вниз показатели розничной торговли и сферы услуг, но и другие индикаторы остаются в негативной области.

Индекс экономического настроения (ИЭН), оцениваемый Центром конъюнктурных исследований ВШЭ, в четвертом квартале 2015 года опустился до 83,7 пункта — самого низкого значения за последние шесть лет, говорится в свежем обзоре центра. Значение индекса 100 соответствует нормальным настроениям в предпринимательской среде, заметно ниже 100 — «депрессивным, кризисным», отмечают авторы обзора. ИЭН остается ниже 100 последние полтора года.

Предприниматели отмечают проблемы недостаточного спроса и высокой экономической неопределенности, недостаток финансирования, высокие налоги. Авторы обзора также отмечают, что в конце прошлого года предприниматели приступили к сокращению численности работников в своих компаниях. «Видимо, период оптимизации издержек за счет сокращения заработных плат, административного предоставления неоплачиваемых отпусков и других подобных маневров, не связанных с реальным сокращением сотрудников, прошел», — пишут они. По данным Росстата (опубликованы 25 января), численность безработных в России за 2015 год выросла на 7,4%.

В индекс экономического настроения входит 12 индикаторов из нескольких сфер экономики. Для промышленности это текущий уровень спроса, уровень запасов на складах и ожидаемые изменения выпуска; для строительства — уровень портфеля заказов и ожидаемые изменения численности работников; для розничной торговли — текущие и ожидаемые изменения экономического положения компаний и уровень их складских запасов; для сферы услуг — текущие и ожидаемые изменения спроса и экономическое положение организаций. В итоговый индекс включается также показатель потребительской уверенности.

НИУ ВШЭ строит свою оценку по данным, полученным в ходе опросов Росстата. Росстат проводит их среди 20 тыс. руководителей предприятий: 3,5 тыс. представителей промышленности, 6,6 тыс. строительных фирм, 4 тыс. организаций розничной торговли, 5,6 тыс. организаций в сфере услуг. Кроме того, ведомство опрашивает 5 тыс. взрослых россиян для оценки потребительской уверенности населения.

В отрицательной области оказались все индивидуальные индексы отраслей, которые входят в ИЭН (отрицательное значение соответствует неблагоприятному климату в отрасли). Индекс потребительской уверенности упал на 2 п.п., до отметки минус 26%, «одного из самых низких значений за последние шесть лет». 48% опрошенных отметили снижение личного благосостояния в 2015 году, при этом 31% респондентов ожидают его ухудшения в 2016-м. Порядка 40% «не видят перспектив роста российской экономики в 2016 году», 47% «надеются на сохранение ситуации на уровне 2015 года». Среди европейских стран, проводящих потребительские опросы по сопоставимой с Росстатом методологии, Россия по величине индекса потребительской уверенности занимает третье место с конца рейтинга. Ниже в этом рейтинге — только Греция и Болгария, отмечают эксперты.

Впервые с 1999 года в отрицательную область — до минус 2% — просел индекс для розничной торговли, побив даже антирекорд 2009 года. Авторы обзора отмечают, что «зафиксированный по итогам года резкий обвал динамики основных операционных финансово-экономических показателей деятельности организаций побил самые пессимистичные прогнозы, полученные от респондентов в третьем квартале».

53% опрошенных предпринимателей отмечают, что основным негативным фактором для них оказывается дефицит платежеспособного спроса. За 2015 год, по оценке Росстата, реальные располагаемые доходы населения снизились на 4%, реальные заработные платы — на 9,5%. Оборот розничной торговли за 2015 год сократился на 10%, в четвертом квартале падение в годовом выражении составило 13,5%, следует из официальной статистики. Показатели розничного сектора за 2015 год оказались худшими за более чем десятилетний период проведения конъюнктурных обследований ВШЭ. «В 2009 году бизнес имел внушительную поддержку со стороны потребительского рынка и достаточно широкого спектра доступных кредитных пакетов, которые уже к концу 2010 года вывели торговлю из кризисного пике. В настоящий момент такая ситуация практически невероятна», — резюмируют эксперты университета.

Рекордно низким оказался и индекс ВШЭ для сферы услуг: он снизился по сравнению с предыдущим кварталом на 3 п.п., до минус 9%. Более того, прогнозы предпринимателей в этой сфере на первый квартал 2016 года — самые пессимистичные за весь период наблюдений. При этом авторы отчета отмечают, что «фактические результаты традиционно оказываются хуже, чем надеялись предприниматели при формировании прогнозов».

Индексы в промышленности и строительстве не снижались в отличие от других составляющих ИЭН секторов — в строительстве показатель даже подрос на 1 пункт. Промышленность, по словам директора Центра конъюнктурных исследований Георгия Остапковича, «спасло от более глубокого потрясения антикризисное фондирование со стороны правительства РФ». Другой вопрос, что оба индекса остаются в отрицательной области, свидетельствуя о стагнации в двух секторах.

Согласно данным Росстата, в четвертом квартале 2015 года промпроизводство снизилось в годовом выражении на 3,9%. По итогам года падение составило 3,4%. При этом добыча полезных ископаемых по сравнению с 2014 годом несколько выросла — на 0,3%, производство электроэнергии, газа и воды снизилось на 1,6% (в четвертом квартале — на 4,5% в годовом выражении). «Роль явного аутсайдера и по предпринимательским настроениям, и по отрицательным темпам роста производства сохраняет за собой обрабатывающая промышленность», — говорится в обзоре ВШЭ. Здесь сокращение производства в годовом выражении в четвертом квартале составило 5,4%, по итогам года — 5,8% (Росстат).

Источник: www.rbc.ru

Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza