10 фраз, которые лучше не использовать в рекламе, чтобы не спровоцировать серьёзные штрафы.
Законом предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Каких фраз и формулировок при этом избегать, рассказала Анастасия Подгрудкова — юрист по гражданскому праву, член Московской торгово-промышленной палаты и управляющий партнёр компании BNP Consulting.
«У всех преподавателей нашей языковой школы есть дипломы государственного образца!..»
При условии, что хотя бы у одного сотрудника отсутствует диплом, такая фраза может быть основанием для привлечения компании к ответственности.
«Будьте лучше и продуктивнее ваших коллег — покупайте рабочий стол у нас!»
Эта реклама формирует негативное отношение к тем, кто не пользуются рекламируемым товаром.
«Только в первую неделю октября все товары в магазине по 100 ₽»
Указание на рекламном щите будет недостоверной рекламой в любом из двух случаев: если покупатели заметят в магазине товары по другой цене либо если срок реализации товаров по обозначенной стоимости не соблюдается.
«Доставка продуктов в течение 40 минут»
Любое зафиксированное несоблюдение обозначенного срока станет основанием для жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Поэтому безопасна формулировка «Доставка продуктов от 40 минут».
«Наша мебель на 100 % состоит из экологически чистых материалов»
Информацию можно опровергнуть с помощью экспертизы, результаты которой могут использовать конкуренты.
«Товар № 1 в своей нише»
Если у рекламодателя отсутствует подтверждающая это статистика, реклама нарушит закон.
«Устраняет головную боль»
Реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие препарата, а также его безопасность и отсутствие побочных эффектов. Соответствует требованиям закона фраза «Борется с головной болью».
«Скажи хеллоу путешествию в Китай!»
Закон запрещает использовать в рекламе иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению её смысла.
Незаконно использование иностранных слов и в оригинальном написании, и в транскрипции, если оно не сопровождается переводом на русский язык.
«Не плати кредиты! Мы всё спишем»
Во-первых, граждан призывают к совершению противоправных действий: законом прямо предусмотрено, что стороны должны в полной мере исполнять обязательства по договору.
Во-вторых, реклама вводит потребителей в заблуждение — полномочия по списанию долгов возложены исключительно на суд, поэтому обещать списать долги рекламодатели не могут.
За нарушение требований закона предусмотрена административная ответственность.
- на физлиц — в размере от 2 тыс. ₽ до 2,5 тыс. ₽;
- на должностных лиц — от 4 тыс. ₽ до 20 тыс. ₽;
- на юрлиц — от 100 тыс. ₽ до 500 тыс. ₽.
На размер штрафа могут влиять характер нарушения, личность виновного и его материальное положение.
В некоторых случаях штраф для юрлица может быть уменьшен до 50 % от минимального размера штрафа, установленного конкретной статьёй. Однако минимальный размер штрафа за конкретное нарушение должен быть не менее 100 тыс. ₽.
Если рекламодатель оперативно реагирует на предупреждения ФАС, проявляет добросовестность, это может расцениваться в качестве основания для снижения штрафа.