И что же делать, если кто-то в коллективе уже выгорел.
Эмоционально выгоревший сотрудник хуже работает, и компания теряет деньги. Однако можно вовремя предотвратить выгорание, рассказала эксперт Екатерина Болоничева, бизнес-психолог.
Так называемое эмоциональное выгорание возникает из-за хронического стресса на работе. Что интересно, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не признаёт выгорание заболеванием. Однако она же включила его в Международную классификацию болезней как профессиональное явление.
- состояние эмоционального и физического истощения;
- потеря интереса к работе;
- негатив и цинизм по отношению к обязанностям;
- снижение эффективности.
Практически каждый второй в России сталкивался с выгоранием, а 13 млн работающих россиян находятся в этом состоянии прямо сейчас, показало исследование аналитического центра НАФИ.
Состояние развивается поэтапно.
Человек увлекается и работает много. Он пропускает обед, задерживается вечером, трудится в выходные и в отпуске. И это начало выгорания.
Рабочие задачи начинают раздражать. Хочется, чтобы все отстали. Раздражают даже те коллеги, которые раньше были симпатичны, ведь коммуникация — энергозатратный процесс для мозга.
Человек проснулся и уже устал, ему ничего не хочется. На работе прокрастинирует и срывает дедлайны. Вечером воскресенья противно от мысли, что завтра снова на работу.
Сотрудник на этой стадии выгорания выбирает только такие дела, которые приносят удовольствие и которые точно получится закончить, даже если они не ведут к цели. Например, менеджер по продажам стремится писать отчёты вместо встреч с клиентами.
Работоспособность падает ещё сильнее, человек недоволен работой и жизнью и не верит, что может что-то изменить. На этом этапе поможет обращение к психотерапевту и при необходимости — к психиатру.
Прохождение всех этапов занимает от полугода до года, потому что у людей разный уровень сопротивляемости стрессу. Сотрудники с сильной волей могут работать, заставляя себя, даже если энергии нет. Некоторые могут находиться в состоянии выгорания несколько лет.
Сотрудник на стадии «медового месяца», если он обладает лидерскими качествами, может вовлечь других в это зажигательное состояние. В практике бизнес-психологов есть случаи, когда выгорали целые отделы.
На более поздних стадиях человек провоцирует конфликты, портит настроение другим членам команды. Он хуже работает, срывает сроки. Поначалу коллектив его может поддержать и начать делать его работу. Но вскоре такая необходимость вызовет раздражение у коллег и конфликт усугубится.
В худшем случае из-за выгорания подчиненного работодатель не просто теряет деньги. Выгоревший врач может совершить ошибку, которая будет стоить кому-то здоровья или жизни, а выгоревший электрик — спровоцировать пожар.
Есть личностные качества, обладатели которых более склонны к выгоранию.
У человека завышенные требования к себе, ему нужны новые достижения, и он постоянно держит себя в напряжении.
Доктор биологических наук Дмитрий Жуков предложил делить людей по типу реакции на стресс на «зайцев» и «гончих». Первые при опасности замирают, вторые, наоборот, действуют активно, вступают в конфликт. «Гончие» больше подвержены риску выгорания.
Человек, который привык соответствовать чужим требованиям, поступать правильно и выполнять пожелания других, сильнее склонен к выгоранию.
Существуют и внешние факторы, приводящие к нежелательному состоянию.
Работодатель неадекватно оценил способности работника и поставил ему сложную задачу. Если таких задач много, со временем стресс накапливается. Лучше ставить цели, которые находятся в зоне ближайшего развития подчинённого, то есть их реально выполнить с небольшим усилием.
В обоих случаях в бизнесе высокая скорость принятия решений. У команды возникает хронический стресс. Есть стартапы, которые сознательно «выжимают» людей, подсаживая их на иглу высоких результатов и скорости работы. Цикл жизни сотрудника в них — не более года.
Если нас отвергают, мы инстинктивно чувствуем себя в опасности. У древнего человека изгнание из племени практически приравнивалось к смерти. Сегодня мы удовлетворяем потребность в принятии, получая похвалу и поддержку. Равнодушные функциональные отношения в компании и конфликты повышают риск выгорания.
Стратегия по выходу из кризиса зависит от того, на какой стадии выгорания человек. Если у него «медовый месяц» или эмоциональная перегрузка, то стоит рассказать о последствиях переработок, попросить не пропускать обед, не задерживаться по вечерам и вовремя ходить в отпуск.
На более поздних этапах сотруднику для восстановления понадобится помощь психотерапевта или даже психиатра.
На крайней стадии единственный выход — увольнение. Руководству лучше расстаться на хорошей ноте: объяснить свою позицию, провести выходное интервью. Можно предоставить денежную компенсацию или путёвку в санаторий. Можно предложить помощь в поиске нового места работы и рекомендации.
Если профессионал ценный и с ним не хочется расставаться, можно отправить его в отпуск на месяц или дольше. Но впоследствии нужно быть к такому сотруднику внимательным: есть риск, что, восстановившись, он снова начнёт перерабатывать.
Вот пять советов, как предотвратить выгорание в команде.
Лучше ставить достижимые задачи, заставлять ходить в отпуск и не разрешать задерживаться на работе.
Раз в полгода-год следует немного менять задачи для сотрудников, чтобы они могли открыть в себе новые способности.
Если команда работает над большим проектом, лучше разделить его на несколько итераций. Каждую из них — отмечать как отдельный маленький проект, рассказывая о результатах команды на общем собрании, давая сотрудникам премию или выходной. От монотонности работы, результат которой отложен во времени, сотрудники выгорают. Особенно это справедливо для IT-компаний.
Если это возможно, можно пересаживать сотрудников, меняя отделы в офисе местами — это создаст эффект новизны и взбодрит.
Если работник ясно видит свою будущую карьеру, то у него меньше стресса. Но обещанный карьерный рост должен быть реальным.