Главная Новости отрасли Как работодатели реагируют на «тихое увольнение»

Как работодатели реагируют на «тихое увольнение»

27.04.2023 в 02.45 398Просмотров: 398 0Комментариев: 0
Выдавливание не выход

 

Как это бывает и что можно сделать по-другому.

Пандемия, экономическая и политическая нестабильность, массовые сокращения и эмоциональное выгорание подталкивают работников к так называемому «тихому увольнению». Они начинают выполнять только минимальные обязанности в пределах должностных инструкций. Работодатели отвечают на «тихое увольнение» «тихим выдавливанием».

Есть ли способы лучше и что вообще происходит в таких ситуациях рассказала карьерный консультант Ольга Полднер.

Откуда берутся «недоработники»

Тренд quiet quitting стал активно проявляться на западном рынке труда в последние три года, став реакцией на кризисы. Термин можно перевести как «тихое увольнение». В прошлом схожий формат называли «итальянской забастовкой». По сути, такой сотрудник не увольняется, а тихо выполняет свои рабочие обязанности в минимальном объёме.

Проблемой для работодателя это становится, когда такие «протесты» устраивают не отдельные сотрудники, а значительная часть персонала. Потому что формально увольнять таких людей не за что.

По данным Института Гэллапа за 2022 год, только 21 % работников из разных сфер можно было отнести к категории вовлечённых. Ещё несколько лет назад, по результатам тех же опросов Гэллапа, этот показатель достигал 30 %. Такая динамика, по мнению экспертов, актуальна для всех стран.

Что снижает энтузиазм

Состояние «тихого увольнения» — это реакция на ряд факторов, которые перечислила эксперт.

Вероятность, что уволят вдруг

Сейчас даже самый крупный и успешный проект может перестать быть стабильным местом работы из-за внешних факторов, которые не зависят от эффективности отдельного труженика. Соответственно, у персонала становится меньше мотивации тратить силы в условиях, когда нет уверенности, что эта работа надолго.

Профессиональное выгорание

Хронический стресс приводит к истощению энергии и потере интереса. То есть работа больше не радует, а любые задачи вызывают чувства апатии и раздражения. По данным опросов Института Гэллапа, с выгоранием сталкиваются 76 % работников.

Психология сотрудников и руководителей

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать, воспринимать и контролировать свои и чужие эмоции, улавливать настроения коллег и уживаться в коллективе. Но никакие корпоративные тренинги эмоционального интеллекта не могли полностью подготовить людей к вызовам последних кризисных лет. Например, проблемам, связанным с удалёнкой.

Как реагируют работодатели

Есть несколько типичных сценариев поведения компаний, если сотрудники не так вовлечены и старательны, как в докризисные времена.

Нулевой сценарий: ни плохо, ни хорошо

Руководство компании мирится с тем, что специалист выполняет минимум своих обязанностей и просто ограничивает его возможности карьерного роста и дополнительной мотивации.

Увольнять не увольняя

Компания выявляет сотрудника в состоянии «тихого увольнения» и со своей стороны начинает его «тихо увольнять» — постепенно мягко, но настойчиво выдавливает его из команды. Цель — не доводить до процедуры сокращения и выплаты компенсации.

Примеры выдавливания:
  • невыплата бонусов и премий, хотя их выплачивают коллегам; 
  • прекращение оплаты внешнего обучения;
  • создание токсичной обстановки, когда при постоянном контроле любые результаты человека обесцениваются или игнорируются.

Увольнение «тихо протестующего»

Не все руководители готовы мириться с низкоэффективным сотрудником, поэтому увольняют его, заменяя более полезным кандидатом внутри компании или с внешнего рынка труда.

Методы увольнения:
  • сокращение штатной единицы с положенной компенсацией по Трудовому кодексу; 
  • контроль выполнения сотрудником его должностных обязанностей или нормативных актов, поиск проступков как причин для увольнения, например, увольнение за прогул; 
  • увольнение по соглашению сторон с выплатой компенсации или без.

Поиск мотивации

Такой путь компании выбирают для особенно ценных сотрудников, которые раньше показывали заметные и сильные результаты. Их хотят удержать и помочь вернуться к прежней эффективности.

Привычные инструменты удержания

Традиционные подходы могут не сработать — новые времена требуют новых идей и методов или хотя бы переосмысления старых.

Эффективными давно считаются:
  • полис ДМС для работника и его семьи;
  • корпоративный автомобиль;
  • компенсация мобильной связи;
  • дополнительные возможности по обучению, фитнесу и так далее;
  • корпоративные мероприятия.

Они всё ещё востребованы, но в дополнение или на замену им приходит то, что лучше мотивирует и отвечает духу времени.

Современные способы мотивировать

  • Консультации корпоративных и внешних экспертов и психологов для борьбы с профессиональным выгоранием и стрессом. 
  • Программы, направленные на создание чувства психологической безопасности и укрепление ментального здоровья сотрудников.
  • Обучение для прокачки уровня эмоционального интеллекта или по работе с командой в условиях стресса, антикризисный менеджмент. 
  • Корпоративное обучение новым технологиям: работе с данными и нейросетями. 
  • Практика корпоративной социальной ответственности: предоставление отсрочки, брони от мобилизации, помощь семьям мобилизованных сотрудников. 
  • Гибридный график работы: часть рабочего времени сотрудник может работать удалённо, а часть — в офисе.
  • Отказ от требования, чтобы сотрудники были на связи в корпоративных чатах 24/7, включая выходные.

Тихий наём вместо сокращений

Quiet hiring, или «тихий наём», — это когда компания закрывает свои вакансии и проекты внутренними талантливыми сотрудниками.

«Тихий наём» считается новым трендом, однако во многих компаниях в России уже давно существуют программы кадрового резерва.

Именно кризис — идеальное время, чтобы максимально использовать пул своих талантов. В условиях резкого оттока персонала многие позиции взамен ушедших сотрудников закрыли внутренними кандидатами.


Источник  www.forbes.ru  Источник фото  pixabay.com
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza