Самого пристального внимания требуют товарно-материальные ценности, склады и логистика.
Последние два года ознаменовались громкими происшествиями, обернувшимися для ретейла крупными убытками: пожары на складах, аварии на тепловом оборудовании и заливы в торговых центрах, прилёты беспилотников на предприятия.
Существуют ли превентивные меры для защиты активов и людей? Об этом и многом другом рассказал Иннокентий Лукьянов, гендиректор консалтинговой компании АСТ.
Сегодня в России работают 135 страховых компаний и порядка 70 страховых брокеров и консультантов по рискам — два к одному.
Среди самых «горячих» — логистические, кадровые и военные риски. Самого пристального внимания требует имущество: товарно-материальные ценности, склады и логистика.
После 2022 года рынок изменился: маршруты перестроились, хабы переместились, но риски остались. Если раньше большая часть грузов шла из Европы, где хорошие дороги и надёжные поставщики с качественной упаковкой и креплением груза, то теперь большой поток перевозок идёт из Китая, Казахстана, Индии, Ирана. Грузы преодолевают большие расстояния на автомобилях по дорогам с более низким качеством полотна, а упаковка, крепление и размещение груза зачастую не обеспечивают его сохранность.
Плюс возрастает риск мошенничества в условиях, когда приходится работать с новыми, непроверенными контрагентами.
Для доставки товаров не хватает профессиональных водителей, и компании вынуждены привлекать неопытных, от этого риски при грузоперевозках только растут.
Также остро не хватает складских работников, специалистов, отвечающих за эксплуатирующие службы и безопасность.
О партнёрстве с профессиональным страховым консультантом
Больше 50 % отказов в выплате связаны не с отсутствием признаков страхового события, а с нарушением регламентов и сроков оформления заявления, а также с двойственными, спорными формулировками при подготовке документов.
Качественный, грамотный документооборот со страховой компанией — это 90 % успеха для получения выплаты в полном размере и в кратчайшие сроки.
Работа со страховым брокером позволяет снизить затраты, причём и денег, и времени. Проведение тендера, согласование договора, общение со страховой компанией — это время сотрудников.
Что касается денег, то крупный ретейлер с сетью из 500 магазинов почти 10 лет страховался у одного и того же страховщика, автоматически пролонгируя договор. Директора убедили провести тендер, чтобы актуализировать условия и оценить актуальность тарифов. По итогам тендера выяснилось, что текущий тариф клиента на 30 % превышал рыночную вилку. Новые страховые партнёры арендатора подобрали оптимальные условия, снизили страховую премию и в итоге сократили расходы на страхование на 38 %.
Для разных бизнесов, работающих в ретейле, чувствительны разные риски. На них влияют география, особенности локации (в молле или отдельно стоящем здании), в собственности или аренде находится помещение, как организован склад и так далее. Исходя из совокупности этих факторов, конструируется страховая защита.
Иногда страховщик не готов принять на себя весь объём рисков, в такой ситуации есть возможность разместить риски в нескольких страховых компаниях, если условия будут наилучшими для клиента.
За последние десять лет количество пожаров снизилось в два раза, но убытки от них, напротив, выросли. Один из крупных — пожар на складе «Атлант-парк» в Подмосковье, помещение которого арендовало издательство «Просвещение». Площадь возгорания тогда составила 38 тыс. кв. м.
Ещё один крупный пожар — в складском комплексе Ozon, где горело 55 тыс. кв. м. В обоих случаях объекты и товары были застрахованы. В первом был возмещён убыток на сумму порядка 5 млрд ₽, во втором — на 3 млрд ₽.
А вот здание сгоревшего склада Wildberries в Шушарах не было застраховано, так же как и его товарно-материальные запасы, судя по информации в СМИ.
В результате череды пожаров, с одной стороны, вырос спрос на страхование складов, хранимых на них товаров и ответственности арендатора. С другой — у страховых компаний увеличились тарифы на подобные договоры, а оценка складских помещений и отбор клиентов стали жёстче.
Если обратиться к статистике страховых случаев в ретейле, то абсолютный лидер — это заливы и протечки, потом — кражи, пожары и возгорания, а следом — стихийные бедствия, умышленное причинение ущерба, несчастные случаи на производстве.
Если говорить о максимальной стоимости убытков, то это в результате пожаров.
Сегодня застраховать склад — это настоящий квест. На фоне того, что за последний год число собственников, желающих заставить арендатора застраховать склад, увеличилось в три раза.
При заключении договора аренды ответственность за содержание систем обеспечения склада чётко разграничивается между арендатором и собственником.
Популярнее стало и страхование ответственности арендатора или операторов склада.
Второй по популярности продукт — страхование гражданской ответственности. Доброй воли страхователя здесь нет, этот вид страхования для ретейла является обязательным — арендодатель в большинстве случаев включает его в число обязательных пунктов договора.
Далее следует страхование грузов. Крупные производители и дистрибьюторы, работающие на отсрочке платежа, страхуют дебиторскую задолженность.
И мощным трендом в ретейле стало страхование персонала, медицинское страхование, — в качестве инструмента борьбы за кадры.
Всё чаще в договоры страхования включаются риски террористических актов и диверсий в соответствии с статьями УК РФ. На рынке уже давно сложилась практика страхования этих рисков, как страховщиками самостоятельно, так и с участием РАТСП (Российский антитеррористический страховой пул).
Есть практика урегулирования убытков по данным рискам.
На ценообразование влияет много факторов. Страхование склада стоимостью 100 млн ₽ обойдётся примерно в 100 тыс. ₽ в год.
Но цена страховки, как и качество риска, для каждого объекта в итоге почти всегда индивидуальна. Если говорить об общегражданской ответственности с лимитом в 10 млн ₽, то это будет стоить порядка 25 тыс. ₽ в год.
Средние тарифы по страхованию дебиторской задолженности варьируются от 0,3 % до 0,7 % от товарооборота, который страхуется.
ДМС обойдётся компании от 15 тыс. ₽ на сотрудника в год. Онкострахование — от 2,5 тыс. ₽, страхование от несчастных случаев и болезней — от 2 тыс. ₽ на сотрудника в год.