Уход от стагнации и движение бизнеса вперёд возможно только при использовании новых подходов и стратегий развития. Советы эксперта Натальи Нечаевой, руководителя направления розничной торговли в компании Axenix на эту тему, приводит Retail Loyalty.
Идея 1. Расширяем ассортимент правильно
Ассортимент стоит расширять за счёт смежных групп товаров, в то время как внутри одной товарной группы ассортимент может сокращаться. Потребители устают от избыточного выбора товаров, поэтому сужение ассортимента освобождает место в торговом зале для новых категорий.
Идея 2. Строим союзы
Можно размещать на своих площадях товары другого продавца с дополнительным ассортиментом. Примеры: аптеки в продуктовых магазинах (например, «Ашан», «Пятерочка»). Возможны и другие варианты: одежда, цветы, бытовая техника. При правильном выборе форматов и категорий товаров оба ретейлера получат эффект от растущего потока покупателей.
Коллаборации могут быть связаны со снижением издержек: на закупке оборудования, расходных материалов, товаров или совместном использовании транспорта или складских площадей. Целесообразность и эффективность таких проектов нужно просчитывать отдельно.
Идея 3. Выходим в новые регионы
Освоение новых регионов требует анализа местного рынка и местных игроков, создания магазинов, складов, распределительных центров, поиска местных производителей и поставщиков.
Идея 4. Открываем новые бизнесы и развиваем экосистемы
Поиск новых видов бизнеса может открыть неожиданные перспективы. X5 Group, например, развивает сервис доставки и сеть постаматов 5Post.
На базе магазинов товаров для творчества и рукоделия можно организовывать мастер-классы и обучающие кружки, привлекая новых клиентов.
Многие крупные ритейлеры создают новые сети, например, «Магнит» — «Магнит Косметик» и «Магнит Аптека». X5 Group создала сеть дискаунтеров «Чижик».
Все крупные компании ищут возможности диверсификации бизнеса, что можно рассматривать как частный случай общего тренда на развитие экосистем. Банки запускают онлайн-магазины, сервисы доставки, такси или продажи билетов (Сбер, Т-Банк), маркетплейсы предлагают банковские услуги (Ozon), мобильные операторы занимаются распространением цифрового контента (МТС).
Идея 5. Поглощаем и объединяемся
Приобретение других сетей — логичный способ экспансии и укрепления позиций, который часто проще, чем создание магазинов с нуля. Поиск мест, строительство, найм персонала, логистика занимают годы и могут быть рискованными.
В 2023 году X5 Group купила сети магазинов «Амба» (Хабаровский край), «Дешево» и «Виктория» (Калининградская область, Москва), «Покупочка» и «ПокупАЛКО» (Волгоградская, Самарская, Астраханская и Ростовская области, Ставропольский край и Калмыкия), а «Лента» и «Магнит» приобрели «Монетку» и KazanExpress. При покупке важно учитывать финансовое состояние и историю развития поглощаемой сети.
Идея 6. Выходим на зарубежные рынки
Это сложная задача, требующая знания местного законодательства, рынка и потребителей. Придётся выстраивать партнёрские отношения, искать консультантов и персонал.
В 2023 году «ВкусВилл» начал работу в Белоруссии и Дубае, Fix Price пришёл в Монголию и Армению. Однако массовой экспансии пока нет, ретейлеры пробуют новые рынки точечно и осторожно.
Для e-commerce также есть идея — открывать офлайн-магазины. Интернет-магазин Lamoda открыл сеть мультибрендовых магазинов Lamoda sport, выбрав спортивный сегмент.
В области ретейла есть своего рода потолок, который трудно преодолеть без изменения стратегии развития. Поэтому подобные советы экспертов иногда не стоит оставлять без внимания.