Юристы говорят о распространённости дел, связанных с размещением вывесок предприятий на жилых домах.
На фасадах есть вывески магазинов, но не все знают, какие из них должны обязательно согласовываться с собственниками жилья в многоквартирных домах (МКД). Важно различать, что является рекламной конструкцией, а что обязательным по закону информированием, и в каком случае за вывеску можно требовать плату.
Журналисты «Коммерсанта» вместе с юристами разобрались в этом вопросе, учтя прецедент, созданный Верховным судом (ВС) в деле с магазином «Пятёрочка».
Несогласие случилось в Краснодаре из-за вывески магазина «Пятёрочка» площадью 40 кв. м. Управляющее этими супермаркетами ООО «Агроторг» разместило конструкцию между первым и вторым этажами МКД. Управляющая домом компания ООО «Территория комфорта» посчитала, что размещение вывески должно быть согласовано общим собранием собственников помещений с последующим заключением договора на установку и эксплуатацию, чего сделано не было.
Урегулировать спор в претензионном порядке не удалось, и УК подала иск в арбитражный суд Краснодарского края, потребовав демонтировать рекламную конструкцию. Суд занял сторону «Агроторга», отметив, что «спорная конструкция содержит указание на коммерческое обозначение» и размещена непосредственно над помещениями, в которых располагается торговая точка.
Кроме того, вывеска «ориентирует потребителя о месте нахождения, наименовании магазина и не содержит конкретных указаний на товар». Учёл суд и согласование конструкции с местным органом власти и общераспространённость указателей с таким содержанием. Обжаловать это решение в апелляции и кассации не удалось — судебный акт остался без изменений.
УК обратилась с жалобой в ВС. По итогам рассмотрения дела экономколлегия ВС отменила решения нижестоящих судов, дав важные разъяснения для аналогичных ситуаций. ВС указал, что «объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам, если это не нарушает права и законные интересы» граждан и организаций. Решение этого вопроса, в свою очередь, относится к компетенции общего собрания собственников, согласно ст. 44 ЖК.
В рассматриваемом случае городской думой Краснодара была установлена максимальная площадь поля информационной таблички — не более 0,2 кв. м, а для групповой информационной таблички площадь поля каждого элемента должна быть не более 0,2 кв. м.
Кроме того, в экономколлегии отметили, что вывеска не обязательно должна являться рекламной, чтобы её установку нужно было согласовывать и платить собственникам за её размещение на фасаде дома. Единственное исключение сделано по закону «О защите прав потребителей» для информационных вывесок (табличек), которые должны содержать сведения о наименовании, месте нахождения и режиме работы организации. За размещение таких табличек платить не нужно, поскольку их наличия требует закон.
Дело направили на новое рассмотрение в арбитражный суд Краснодарского края, который должен учесть выводы ВС.
Юристы говорят о распространённости дел, связанных с размещением вывесок предприятий на фасаде или иных элементах МКД.
Споры о законности такого размещения возникают между собственниками помещений (их интересы представляют УК или ТСЖ) и размещающими вывески бизнесменами. Бывают дела и с участием местной власти, требующей демонтажа рекламной вывески, тогда такой спор попадает в суд или в антимонопольный орган.
Сусана Киракосян, советник адвокатского бюро БВМП, зампредседателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ
Руководитель направления правового сопровождения споров в сфере ЖКХ и управления недвижимостью юридической группы «Яковлев и партнёры» Сергей Сергеев напомнил, что закон «О рекламе» не распространяется на вывески, информационные таблички о юридическом лице и графике его работы, а также на указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Для того чтобы отличить рекламную вывеску от нерекламной, надо обратиться к закону о рекламе.
- позволяющая чётко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров;
- дающая возможность сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.
Теперь же благодаря позиции ВС практика может прийти к единообразию, считают юристы. Главный вывод, по словам ведущего юриста Enforce Law Company Владислава Стрелкова, в том, что согласование требуется всем рекламным конструкциям и иногда даже информационным вывескам, если они превышают установленные местными властями параметры, причём собственники вправе взимать плату за их размещение. Учитывая, что площадь спорных конструкций «Пятёрочки» в Краснодаре «существенно превышала предельные размеры», Стрелков прогнозирует, что иск УК при новом рассмотрении дела будет удовлетворен.
Вместе с тем стоит учитывать, что единых параметров для информационных вывесок нет. Требования к ним каждый муниципалитет устанавливает самостоятельно, в некоторых случаях утверждают даже «шаблоны дизайн-проектов информационных конструкций», отмечает Сергеев.
Моя рекомендация всем заинтересованным лицам — если хотите что-то «прилепить» на фасад МКД, позаботьтесь о согласовании.
Сергей Сергеев, представитель юридической группы «Яковлев и партнёры»
Чтобы соблюсти требования закона, избежать потенциальных конфликтов и необходимости каждый раз проводить собрание собственников, Сусана Киракосян рекомендовала закрепить правила размещения вывесок (кроме информационных табличек) в договоре управления МКД, определить условия возмездности. А также следует уполномочить, например, УК на заключение и контроль за договором, обозначив цели, на которые будут тратиться собранные средства.