Но не всегда внедрение проходит гладко, а результаты оценки — объективны.
Тренд на автоматизацию ключевых HR-процессов в российских компаниях развивается уже несколько лет. Но в этом году работодатели стали уделять больше внимания именно цифровой оценке персонала. Об использовании таких систем заявили почти 96 % респондентов исследования. Истину выясняли консалтинговая компания «Сотер» и портал HeadHunter. Всего опросили 152 крупные, средние и малые компании более чем из 20 отраслей в восьми регионах России.
В частности, выяснилось, что внедрили цифровые системы оценки почти все опрошенные, но по-настоящему довольно ими лишь 55 %.
Чаще всего работодатели используют цифровую оценку с двойной целью: 58,6 % оценивают в «цифре» кандидатов, а 49,3 % — эффективность собственных сотрудников.
Сами кандидаты чаще выбирают компании, где всё автоматизировано, предложение поступает быстрее и нет многочисленных собеседований, заметила Вероника Чибисова, директор отделения автоматизации систем управления персоналом в IBS.
Сотрудников оценивают по вполне измеримым показателям работы — выполнению задач, достижению целей, результатам проектов. Так выявляют тех, кто готов к повышению или ротации, а также дают обратную связь и выстраивают индивидуальный план развития. Всё это способствует прозрачности карьерного пути и пресекает необоснованные решения со стороны руководства, объяснила основатель компании «Сотер» Милана Джиджоева.
Более того, в кризисные времена компании стали всё чаще использовать оценку для удержания персонала, измеряя его вовлечённость и удовлетворённость — 47,4 % и 48 % соответственно.
В среднем размер инвестиций в оцифровку оценки персонала — от 3 млн ₽ до 30 млн ₽. Сумма при этом зависит от возможностей и пожеланий компании, сказала Вероника Чибисова из IBS.
Большие вложения, однако, не гарантируют успеха. Затем компании нередко сталкиваются с сопротивлением собственных сотрудников, рассказала Ирина Слюсарева, руководитель отдела консалтинга компании Goodt. По её наблюдениям, сотрудники часто саботируют проведение оценки из боязни несоблюдения условий конфиденциальности, недоверия к инструменту и непонимания, какой сценарий развития включится после оценки.
Есть ещё и исторически сложившиеся моральные установки: нельзя даже случайно «стучать» и подвести коллегу. В результате многие проходят принудительную оценку, отвечают на вопросы формально и проставляют усреднённые оценки там, где не знают, как отвечать. Ещё хуже воспринимаются автоматизированные видеоинтервью, которые анализирует искусственный интеллект. Мысль о том, что твою личность оценивает машина, многих пугает.
HR-директора тоже не всегда доверяют цифровым инструментам полную комплексную оценку сотрудников. Например, Татьяна Григоренко, заместитель гендиректора по работе с персоналом управляющей медицинской компании группы «Артсмед», полагает, что цифровая система не может адекватно оценить мягкие навыки сотрудников.
Более дешёвым коробочным решениям не хватает гибкости для учёта специфики подбора и оценки персонала в разных отраслях, отметила Чибисова. А доработка под специфику бизнеса требует больших дополнительных вложений.
По сути, любая технология лишь автоматизирует монотонные ручные операции, повышает скорость процесса и создаёт базу знаний. А чтобы не ошибиться, надо внимательно анализировать полученные данные.
Авторы исследования также не советуют доверять результатам цифровой оценки, когда речь идёт о решениях, опирающихся исключительно на субъективные оценки людей и их отношения друг с другом. Это, например, решения, связанные с увольнениями, продвижениями, выплатой бонусов.
Если технологией пользоваться правильно, можно сильно сэкономить и добиться хороших результатов, уверяют все опрошенные «Ведомостями» эксперты. Сколько бы компания ни вложила в цифровизацию системы оценки, она всё равно сэкономит, полагает партнёр и руководитель практики цифровой оценки «Экопси консалтинга» Юрий Шатров. В зависимости от задач и уровня автоматизации ROI (Return of Investment — возврат инвестиций) может составить 150–400 %, уточнил он.
В год 30 % компаний оценивают более 100 сотрудников, а 2,2 % оценивают более 1000 своих работников.
Не выделяют достаточного бюджета для цифровой оценки персонала 36 % компаний. А ещё в 23 % компаний руководство считает нецелесообразным использовать цифровые системы оценки.