Главная Новости отрасли Малый и средний бизнес оживает

Малый и средний бизнес оживает

16.09.2010 в 15.13 603Просмотров: 603 0Комментариев: 0

Исследовательский холдинг «Ромир» и Национальный банк «ТРАСТ» представляют результаты очередного этапа регулярного всероссийского исследования настроений малого и среднего бизнеса России (МСБ). Данные традиционно представлены в виде комплексного «ТРАСТ Индекса МСБ»*, который включает оценку текущего состояния и ожиданий малого и среднего бизнеса. Настроения МСБ анализируются в целом по России, а также по сегментам (микробизнес, малый бизнес, средний бизнес) и в региональном разрезе.

В июне 2010 года впервые с начала кризиса «ТРАСТ Индекс МСБ» зафиксировал преобладание положительных оценок над негативными у представителей малого и среднего бизнеса (101 и 105 пунктов соответственно).

Микробизнес, несмотря на существенную положительную динамику Индекса (+13 пунктов по сравнению с февралем 2010 г.) все еще в отрицательной зоне с 93 пунктами. Напомним, что положительная зона Индекса начинается с отметки 100 пунктов. Консолидированный «ТРАСТ Индекс МСБ», соединяющий в себе данные всех 3-х категорий бизнеса, также вырос до 97 пунктов (+15 по сравнению с февралем 2010 г.). Динамика со 2 квартала 2009 г. составила 27 пунктов (см. График №1).

Диаграмма


«Постепенно выправляется в сторону плюса нацеленность бизнес-сообщества на кредитные средства и оценка уровня взаимоотношений с органами власти - именно эти показатели с началом кризиса просели заметнее остальных. Практически повсеместно наблюдается преобладание оптимистичных оценок перспектив развития над оценкой текущего состояния, что свидетельствует о том, что бизнес-среда готова к качественному росту в ближайшей перспективе», - резюмирует результаты исследования Надия Черкасова, Председатель Правления НБ «ТРАСТ».

Рост индекса настроений в среднем, малом и микробизнесе является ожидаемым, так как посткризисный шок прошел и экономика России оживает. Данную тенденцию также фиксирует Росстат на протяжении трех последних кварталов подряд на базе данных преимущественно о крупных компаниях.

«Руководители среднего и малого бизнеса стали оценивать ситуацию более спокойно. Оценки текущего состояния все еще умеренно-негативные, а вот ожидания уверенно вошли в положительную зону. Доля компаний, рассчитывающих на рост инвестиций, почти в два раза превышает долю компаний, ожидающих их сокращения. Отчасти это связано с небольшим улучшением в сфере доступности кредитования среднего и малого бизнеса, - добавляет Игорь Березин, Советник президента исследовательского холдинга «Ромир», президент Гильдии маркетологов, - Однако немаловажно отметить, что ситуация остается весьма неустойчивой. В этих условиях предприятия среднего и малого бизнеса особенно сильно нуждаются в поддержке со стороны федеральных и региональных органов государственной власти».

В целом, состояние среднего бизнеса устойчиво растет, как и комплексное самочувствие «малышей» (микро- и малого сегмента). При этом наиболее существенный рост индекса за год наблюдается в сегменте среднего бизнеса - на 33 пункта. Среди малого бизнеса показатель индекса со второго квартала 2009 г. также значительно вырос - на 28 пунктов, а в отношении микробизнеса - на 29 пунктов (см. График №2).

Диаграмма


«Безусловно, положительные ожидания со стороны СМП связаны в первую очередь с оживлением индексов потребительской активности. Малый бизнес в основном получает доход от розничных продаж, а поскольку население постепенно переходит к более активному потреблению, то это сказывается позитивно на продажах, а еще больше - на ожиданиях бизнеса. Насколько эта тенденция устойчива - покажет уже третий квартал» - комментирует ситуацию Михаил Мамута, президент Российского Микрофинансового Центра (РМЦ).

Территориальный аспект.

Наибольший рост положительных настроений по сравнению со 2 кварталом 2009 года наблюдается в регионах - «полюсах роста» (Ставрополье и Приморье - плюс 42 пункта), «опорных» регионах (Самарская, Новосибирская области) - плюс 30 пунктов, и регионах - «локомотивах» (Московская и Свердловская области) - плюс 27 пунктов.

В группе регионов с высокой положительной динамикой Индекса бизнес чувствует себя более уверенно благодаря достаточному инвестиционному потенциалу (совокупности имеющихся в регионе производственных факторов и сфер приложения капитала) на фоне умеренного уровня риска, т.е. пониженной концентрации факторов, которые приводят к возможным инвестиционным потерям предприятий (политический, экономический, социальный и др.). При этом самый высокий показатель «ТРАСТ Индекса МСБ» - 122 пункта, соответствующие докризисному уровню, зафиксирован в регионах-«полюсах роста».

Диаграмма


Регионы - «точки роста» (Новгородская область, Бурятия) - пока демонстрируют незначительную положительную динамику Индекса (+ 6 пунктов) за счет роста текущего состояния МСБ, но это компенсируется общим высоким уровнем самочувствия бизнеса, зафиксированным на отметке 104.

В меньшей степени положительные настроения малого и среднего бизнеса повысились в «проблемных» регионах (Республика Марий Эл, Курганская область) - всего на 16 пунктов. Рост сдерживает, прежде всего, индекс текущего состояния - среди всех регионов в июне 2010 г. здесь он самый низкий - 65 пунктов. Это объясняется тем, что в группе «проблемных регионов» инвестиционный потенциал предприятий находится пока на низком уровне, а уровень риска потери инвестиций в экстремальном состоянии.

А в регионах с неопределившимися перспективами (Брянская область, Дагестан), в противовес общей тенденции к росту, зафиксировано снижение уровня индекса за год на 5 пунктов, произошедшее в первую очередь за счет падения индекса текущего состояния на 13 пунктов.

Об исследовании:

* «ТРАСТ Индекс МСБ» - всероссийский проект по мониторингу состояния малого и среднего бизнеса (МСБ), который более 3-х лет реализуется исследовательским холдингом РОМИР по заказу Национального банка «ТРАСТ». Информация собирается «из первых уст» - эксперты регулярно опрашивают более 1300 предпринимателей по всей России, формируя общую картину самочувствия МСБ. Респонденты представляют 3 основные категории - микро-, малый и средний бизнес и отвечают на вопросы по 2 основным направлениям - Индекс самочувствия (оценка текущего состояния) и Индекс ожиданий (оценка перспектив развития). В результате сами предприниматели, государство и финансовые институты получают достоверную информацию о ситуации в этом важнейшем для экономики страны секторе.

Методика составления «ТРАСТ Индекса МСБ» разработана специалистами исследовательского холдинга «Ромир» на основе подхода Мичиганского университета, который был адаптирован с учетом российской специфики.
Значение Индекса может изменяться от 0 до 200 пунктов. Индекс равен 200, если все опрашиваемые дают положительные оценки. При 100 единицах доля положительных и отрицательных оценок одинакова, а значение Индекса ниже 100 говорит о преобладании негативных оценок.

Источник: sostav.ru
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza