Запросы потребителей интересны производителям детских товаров.
Традиционно незадолго до нового года Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) публикует рейтинг самых ожидаемых новогодних подарков-игрушек для детей. Перечень составляют на основе статистики офлайн- и онлайн-продаж.
Объём рынка игрушек в России — 200 млрд ₽, он состоит более чем из 100 тысяч наименований. Категория занимает второе место по продажам — 20,5 % — среди всех отечественных детских товаров, уступая только категории детской одежды и обуви с 34,1 % продаж. По статистике около 20 % всех игрушек покупают именно к праздникам. Самые популярные поводы для подарков —Новый год и дни рожденья.
В России большинство родителей выбирает отдельно подарки для мальчиков и для девочек. Это связано не только с общественными установками, но и с предпочтениями самих детей.
Первое место в «мальчиковом» рейтинге занимают высокотехнологичные конструкторы и строительные наборы, робототехнические конструкторы, сборные игровые наборы для конструирования. Опрос показал, что детям нравятся любые «продвинутые» конструкторы: электронные, магнитные, светящиеся, динамические, с элементами радиоуправления и так далее.
На втором месте менее инновационные и более привычные для старшего поколения игрушки — машинки. В их числе — спецтранспорт, например, пожарная машинка, скорая помощь, гоночные машинки, строительная техника, полиция, военная техника.
Третья позиция — у игрушек, которые можно использовать в сюжетно-ролевых играх: фантастическое и водное оружие (бластеры, современная техника, историческое оружие), игрушечное оборудование, которое нужно для игр по профессиям (спасатель, строитель, космонавт, следопыт, разведчик), инструменты, рации.
Прежде всего, девочки отдают предпочтение куклам. Эта категория игрушек лидирует в новогоднем рейтинге много лет подряд. При этом обычным куклам большинство маленьких россиянок предпочитают кукол, вызывающих эмоции и привязанность, то есть с так называемым вау-эффектом, а также фей, героинь мультфильмов и так далее. Пользуются популярностью и кукольные аксессуары — мебель, одежда, расчёски, украшения.
На втором месте по популярности у девочек — игрушки для медиа, например, наборы для влогеров и ютьюберов. Кроме того, успехом пользуется все, что связано с музыкой: микрофоны-караоке, наушники, наборы музыкальных инструментов и так далее.
Третье место занимают интерактивные мягкие игрушки, домашние животные, а также персонажи мультфильмов.
АИДТ и Технический комитет по стандартизации «Игрушки и товары для детства» (ТК 181) запустили сайт для родителей Безопасныеигрушки.рф, который поможет выбрать товар. Рекомендацией для родителей также может послужить «золотой медвежонок», символ одноимённой национальной премии в сфере товаров и услуг для детей, которую вручают производителям самых качественных и безопасных товаров.
Доля отечественных производителей на российским рынке — пока что не более 10 %. Тем не менее, отметила президент АИДТ Антонина Цицулина, эта цифра, безусловно, будет увеличиваться, так как ситуация меняется очень быстро.
Стремление многих россиян сэкономить в непростой экономической ситуации — нынешняя особенность потребления, которую нужно учитывать, считает гендиректор ГК «Детский мир» Мария Давыдова.
Специалисты из исследовательского холдинга «Ромир» отмечают, что около 60 % потребителей переключаются на новые бренды.
рост цен;уход привычных товаров; эксперименты с отечественными марками.
Это повлияло и на рост рынка собственных торговых марок (СТМ), который можно назвать основным трендом в текущих условиях. Так, с 2009 по 2022 объём сегмента СТМ увеличился с 1,7 % до 8,1 %, а в последнее время этот процесс ещё ускорился.
Ещё один важный тренд — рост доли маркетплейсов, которые отвоёвывают всё больше места на рынке. Доля интернет-торговли ежегодно вырастает примерно в полтора раза, и порядка 65 % детских товаров сейчас продаётся онлайн.