Предугадывание потребностей и искреннее желание поддержать — фундамент успеха в мире постоянных изменений и непредсказуемости.
Абберивитура VUCA — сокращение от volatility, uncertainty, complexity and ambiguity, то есть «волатильность, неопределённость, сложность и двусмысленность». А VUCA-мир — это мир постоянных изменений и непредсказуемости, определение того, что происходит вокруг.
Евгений Лебедев, директор практики развития взаимоотношений с клиентами Odyssey Consulting Group, рассказал о том, как ретейлерам находить путь к клиенту не смотря ни на что.
Существует известный инструмент для развития такого подхода, в частности, в ретейле — Customer Journey Map (CJM), карта пути клиента. Однако практика работы с торговыми компаниями показывает, что компаниям не хватает шесть действий, чтобы прочувствовать всю потенциальную мощь этого инструмента.
Сегментация — это разделение аудитории на группы, в которых покупатели действительно похожи друг на друга. Причём желательно обращать внимание не только на социально-демографические характеристики, но и на ситуации потребления, аналоги товаров и услуг, которые могут закрывать похожие потребности.
Например, если вы продаёте товары для ремонта, есть смысл выделять сегменты по району проживания (будущего ремонта), по ценовой категории, по стилям, если мы говорим о материалах для отделки. При этом стоит учесть, что как альтернативу вашему магазину покупатели могут предпочесть услуги дизайнера с комплексным подбором материалов. Это значит, что нужно учитывать в качестве конкурентов не только такие же магазины товаров для дома, но и дизайнерские бюро.
Иногда компании путают путь клиента и воронку продаж. Воронка продаж: привлечение — убеждение — продажа — апсейл. CJM: формирование потребности — осознание потребности — поиск решений — выбор шорт-листа компаний — проверка предложений — выбор продавца — покупка — пользование — обращение в поддержку
На каждом этапе клиент может столкнуться со стопером — фактором, который отворачивает клиента от вашей компании. Важно выявлять такие факторы и устранять замечания, чтобы повысить конверсию — долю переходов на следующий этап пути.
Если задать клиенту стандартный вопрос, например «Почему вы не купили у нас?», человек и ответит стандартно: «не подошёл цвет / размер / была хаотичная раскладка товара».
По-настоящему прорывные эффекты даёт выявление скрытых потребностей клиентов.
- Не давайте стандартный опросник, а пообщайтесь как с близким человеком. Постарайтесь понять, что искал покупатель и чего не нашёл.
- Обращайте внимание на эмоции и реакцию человека, а не только на ответы. Эмоции выдадут его искреннее отношение.
- Спрашивайте об опыте из других сфер и индустрий, чтобы узнать, что нравится вашим клиентам, какой опыт их «цепляет».
- Опирайтесь на психологию, а не продажи: не пытайтесь перепродать свою компанию клиенту на этом этапе.
CJM помогает найти инсайты для развития бизнеса за счёт более тесного контакта с потребителем и возможности получить «честный» 5d-обзор предложения рынку.
При поиске инсайтов всегда есть соблазн не уходить в глубину, а взять в проработку первое выявленное несоответствие ожиданиям клиентов. Этот путь опасен тем, что выявленные потребности могут не оказаться ключевыми для клиента.
Например, компания-ретейлер мужской одежды проводит исследование клиентов. На интервью клиент говорит, что все рубашки очень похожи. Менеджер по развитию CX (customer experience — клиентский опыт) может «схватиться» за это высказывание и начать фантазировать о новых принтах или расширении цветовой палитры.
Однако если пойти в глубину, из высказывания о похожести рубашек можно выявить гораздо больше, чем крой или цвет. Нужно выяснить, что именно клиенту важно в одежде, почему он идёт покупать новую вещь.
Трансформация подхода к клиенту позволяет найти ту добавленную ценность, за которую потребитель готов переплатить и сделать ваш бизнес компанией первого выбора.
Собирать обратную связь очень важно. Но не менее важно создать условия, чтобы клиенту было комфортно высказать своё мнение.
У многих была ситуация, когда сотрудник компании просил назвать ему оценку своей работы. Большинство людей не хотели обижать собеседника и ставили высокую оценку, даже если на самом деле сервис их не удовлетворил.
Сначала нужно глубинно проработать, чего же не хватает клиенту, и только потом менять процессы, системы и персонал.
Конечно, современной компании среднего и крупного размера не обойтись без цифровизации. В рамках автоматизации процессов можно стандартизировать и оцифровать весь процесс покупки за счёт внедрения ИТ-инструментов.
Общая работа над пониманием узких мест в процессе работы с клиентами — это сплочённость внутренней команды, которая этот процесс обеспечивает и поддерживает. Команда начинает работать синхронизировано, с пониманием как общих целей, так и ключевых показателей на каждом участке клиентского пути.