Главная Новости отрасли Почему маркетплейсы стали строить собственные ПВЗ

Почему маркетплейсы стали строить собственные ПВЗ

22.04.2024 в 14.29 173Просмотров: 173 0Комментариев: 0
Национальный феномен

 

Электронная коммерция в России в плане выдачи покупок отличается от прочих стран.

А как у них

Во всём мире онлайн-заказы доставляют курьеры, и покупатели забирают их на почте или в пунктах выдачи (ПВЗ) логистических компаний. И только в России маркетплейсы стали строить пункты выдачи под своими брендами, которые привлекли миллионы покупателей. Но зачем онлайн-игроки обзавелись крупнейшими по стране офлайн сетями и почему это ноу-хау обеспечило им лидерство на рынке?

Доставка заказов через ПВЗ — мировой тренд. Но никто не делает собственных ПВЗ, а пользуются силами курьерских служб. Например, в Германии, особенно в Берлине, мне кажется, уже каждое кафе имеет на двери маленькую табличку DPD. А вот сеть собственных брендированных ПВЗ — это чисто российское ноу-хау. 
Алексей Фёдоров, председатель Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции

И что у нас

Крупнейшие игроки электронной торговли в России пошли по пути создания брендированных ПВЗ и со временем превратились в крупнейших игроков рынка коммерческой недвижимости, оставаясь интернет-магазинами.

Так, у Ozon работает более 45 тыс. пунктов выдачи, 98 % из них партнёрские, и они принадлежат более чем 20 тыс. предпринимателей. У Wildberries на все типы ПВЗ приходится более 37 тыс.

Суть маркетплейсов в РФ

Феномен масштабной офлайн-розницы, через которую выдают свои заказы крупнейшие в стране онлайн-игроки, часто привлекает интерес российских классических ретейлеров. Совладелец DNS Дмитрий Алексеев, отметил, что для успехов в онлайн торговле нужно иметь максимальное офлайн присутствие. По существу, российские онлайн-маркетплейсы — это огромные сети безвитринных комиссионных магазинов, с отличной логистической системой по их взаимодействию.

Директор по развитию «Леонардо» Борис Кац добавил, что маркетплейсы — это обычная оффлайн-сеть магазинов. Просто обычная сеть формирует остаток в своём ПВЗ (магазине) расчётным методом, а маркетплейс по конкретным заказам. И это единственная разница, всё остальное одинаковое — склады, логистика и так далее.

О причинах

Опрошенные эксперты, называют несколько причин, которые побудили российские маркетплейсы строить сети ПВЗ под своим брендом, а не делать ставку на собственную курьерскую или партнёрскую доставку.

Особенности географии

Как говорят в Ozon, маркетплейсы стали сотрудничать с франчайзи, чтобы обеспечить более широкий охват регионов.

Президент Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов добавил, что многие регионы и населённые пункты в стране находятся на больших расстояниях от распределительных центров и других инфраструктурных объектов логистики. При таких условиях доставка через курьерские службы экономически нецелесообразна и непредсказуема.

Плотность застройки

По доле людей, живущих в многоэтажных домах, Россия на одном из первых мест в мире. Соответственно, можно легко найти недорогое помещение, в пешей доступности от которого будет жить много тысяч людей, пояснил Борис Овчинников, партнёр исследовательского агентства Data Insight.

Плохо работают модели подписок

Amazon обеспечивает бесплатную курьерскую доставку за счёт подписки, а у российских маркетплейсов такой возможности для широкого использования нет.

Конкуренция между маркетплейсами

Так, в США Amazon — лидер рынка онлайн-торговли, в России же идёт борьба между несколькими площадками.

Для каждого из крупных маркетплейсов наличие собственных ПВЗ стало конкурентным преимуществом, инструментом защиты и увеличения своей рыночной доли.

Альтернатива почте

Во многих странах доставкой интернет-заказов активно занимается локальная почта, и почтовое отделение становится для онлайн-торговли пунктом выдачи заказов. В России маркетплейсам понадобилась альтернатива и им пришлось самим обеспечивать себе пункты выдачи своих заказов.

С другой стороны, старая привычка населения ходить на почту за посылками и товарами из каталогов помогла маркетплейсам приучить россиян приходить и в ПВЗ.

Недостаток возможностей у операторов ПВЗ

Существующие сети ПВЗ не могут обслужить столь масштабные и быстрорастущие потоки, как у Wildberries и Ozon. Крупнейшая в России коммерческая, открытая для всех клиентов сеть ПВЗ СДЭК пропускает через себя около 100 млн посылок в год. У одного Wildberries уже в 2019 году было в 1,5 раза больше заказов, а сейчас уже в десятки раз больше, привёл данные Борис Овчинников.

Не было привычки платить за доставку

По наблюдениям специалиста по запуску и развитию брендов и торговых сетей Евгения Горцева, российским покупателям исторически тяжело было оплачивать доставку товара из интернет-магазина. Это видно в том числе по работе операторов в сфере онлайн-торговли продуктами питания, которые много лет возили их бесплатно.

Сеть ПВЗ и бесплатная доставка решила вопрос получения заказа с минимальными для покупателя затратами.

Безопасность

Люди долгие годы боялись пускать к себе в квартиру незнакомцев, поэтому им было проще пойти за заказом куда-то самим, чем открывать дверь курьеру, считает Алексей Фёдоров. ПВЗ решили этот вопрос.

Вопрос недоверия

На заре развития онлайн-торговли россияне скептически воспринимали интернет-магазины и боялись, что им не привезут товар, привезут бракованный или потребуют дополнительных расходов.

Платить за доставку «кота в мешке» психологически тяжело. Поэтому покупателям было безопаснее отправиться на шопинг в магазин. ПВЗ заманили к себе покупателей и облегчили процесс онлайн-шоппинга.

ПВЗ как зона роста

Широкая сеть собственных ПВЗ позволила маркетплейсам сделать интернет-торговлю понятным каналом продаж для миллионов россиян, переключить их внимание с офлайн-розницы как единственного варианта шоппинга и сделать приложения маркетплейсов частью их повседневной жизни. Через ПВЗ гораздо легче получить товар в удобное время, примерить его, а потом вернуть, чем через курьерскую доставку.

Вывески маркетплейсов в каждом жилом комплексе убрали многие барьеры на пути потребителя, с которыми им приходилось мириться при заказах в других интернет-магазинах. Почти как в офлайн-магазине, только выбор больше.

Почему нужны франчайзи

Сейчас маркетплейсы привлекают для открытия ПВЗ партнёров — это предприниматели, которые сами ищут помещение, по договорённости с площадкой открывают там ПВЗ, оборудуют его согласно брендбуку и потом зарабатывают на процентах с заказов, которые выдают покупателям маркетплейсов.

Такие франчайзи позволили маркетплейсам сэкономить на создании сети ПВЗ своими силами и быстро покрыть ими всю страну c минимальными затратами.

Точно также как маркетплейсы для формирования широкого ассортимента вместо своих закупщиков используют селлеров. Те открывают ПВЗ под своим брендом не сами, а в основном на базе помещений франчайзи.

Ещё одна ценность франчайзинговых ПВЗ, а не своих — передача им всех забот по обслуживанию точки.

Что думают сами франчайзи

Для самих партнёров это была неплохая возможность заработать деньги на любви россиян к маркетплейсам в любой точке страны. Как считает Алексей Фёдоров, строительство частных франшизных ПВЗ — это огромная образовательная функция, так как десятки тысяч россиян через собственные ПВЗ, научились предпринимательству.

По мнению Алексея Фёдорова, у франчайзи много претензий к маркетплейсам. Они считают, что открытие ПВЗ это простой бизнес и волшебная палочка для решения всех финансовых проблем. В то время как для маркетплейсов главная ценность в появлении новых франчайзи — это привлекательная вывеска над ПВЗ, которая работает как реклама. Но площадки часто меняют условия работы, и франчайзи это не нравится.

 

Источник: retailer.ru Фото: www.freepik.com
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza