Бизнес стал чаще нанимать вчерашних выпускников, но привлечь молодых специалистов становится всё труднее.
Среди российских компаний растёт спрос на молодёжь. В первом полугодии 2023-го число вакансий для кандидатов без опыта работы на платформе «Авито Работа» выросло вдвое в сравнении год к году. Рост такого спроса отмечают и в HeadHunter.
По наблюдениям руководителя молодёжного направления в компании Ирины Святицкой, к июню 2023 года число вакансий для специалистов без опыта выросло на 106 % к июню 2022-го. Для сравнения, количество предложений для опытных кандидатов увеличилось за тот же период на 46 %.
По наблюдениям партнёра компании по подбору руководителей высшего звена Kontakt InterSearchrussia Анастасии Стасевой, российский бизнес берёт на работу молодых специалистов без опыта последние десять лет. Основательница рекрутингового сервиса JungleJobs Евгения Дворская считает, что тенденции не меньше пяти лет.
Однако в последние два года спрос на джунов заметно возрос. Сейчас они востребованы практически во всех сферах, сказал директор по развитию «Авито Работа» Дмитрий Пучков.
Возросший спрос связан с демографической ямой 90-х, сообщили собеседники Forbes. В 1990-е на фоне нестабильной экономической ситуации рождаемость упала, поэтому сейчас на рынке мало специалистов в возрасте 23–30 лет, объяснила Дворская.
Чтобы подготовить молодых специалистов, многие российские компании развивают образовательные программы, сказал Дмитрий Пучков. Например, в 2023 году российский провайдер цифровых услуг «Ростелеком» запустил оплачиваемые стажировки для студентов. По итогам обучения 25–30 % студентов компания планирует нанять на работу, рассказывала директор по стратегическим программам «Ростелекома» Юлия Терещенко.
Стажировки и обучающие программы для студентов развивает также горно-металлургическая компания «Северсталь». Программа для будущих лидеров есть и в сервисе «ВсеИнструменты». Она длится два-три года и рассчитана на студентов, которые хотят устроиться в компанию.
Серьёзную ставку на подготовку молодых специалистов делает и холдинг VK. Компания, например, развивает образовательные центры на базе российских вузов.
По словам президента SuperJob Алексея Захарова, сейчас компании зачастую вынуждены обучать студентов из-за низкого качества образования в стране. Но у этого тренда есть и положительная сторона, сказал Пучков.
Работая со школьниками и студентами, бизнес получает специалистов, которые максимально отвечают его запросам.
Дмитрий Пучков, директор по развитию «Авито Работа»
Однако возросшее внимание к молодым формирует новую проблему на рынке. Чувствуя свою востребованность, выпускники предъявляют всё более высокие требования к потенциальным работодателям, сказала Анастасия Стасева из Kontakt InterSearchrussia. Одно из обязательных условий найма — гибридный график: он позволяет специалистам совмещать несколько проектов и таким образом получать больший доход.
Они также требуют от бизнеса «максимальной открытости», сказала эксперт. Поэтому вакансии всё чаще составляют те управленцы, которые ищут новых специалистов в команду.
Пучков из «Авито Работы» отметил, что меняются и способы онбординга — знакомства нового сотрудника с компанией, её корпоративными правилами и ценностями. Джуны, как сейчас можно среди кадровиков называть молодёжь, предпочитают HR-специалистам цифровых помощников — например, чат-ботов. Они дают необходимые инструкции, отвечают на возникающие вопросы, собирают обратную связь.