Так, в Москве на 1 вакансию приходится всего 2,4 резюме, а желательно бы 5.
Пандемийные 2020 и 2021 годы кардинально изменили ситуацию с подбором персонала в большинстве областей, но 2022 год обрушился на российский рынок труда совершенно новыми вызовами.
На вебинаре о подборе персонала Ирина Соцкая, ведущий консультант отдела клиентской эффективности hh.ru, отметила, что с конца февраля началось снижение и уменьшилось количество открытых вакансий. По итогам трёх кварталов картина частично успела восстановиться, но всё равно количество активных вакансий снизилось на 4 % по сравнению с январём 2022 года. Информация hh.ru также коррелирует с данными Росстата о потребности предприятий в работниках.
Помимо прочего, важнейшее значение имеет демографическая ситуация. По данным Росстата, самые актуальные возрастные когорты 20–24 и 25–29 лет сократились за 11 лет практически вдвое. А более возрастные когорты начинают плавно прирастать.
Аналитики hh.ru прогнозируют, что в 2025 году численность людей возраста 25–29 лет, а также 30–33 лет значительно упадёт, а более возрастная категория 35+ прирастёт. Этот тренд постепенно будет менять ориентацию работодателей на молодых кандидатов в пользу более возрастной аудитории.
К сентябрю соотношение числа активных резюме с числом активных вакансий (hh.индекс) по рынку в целом достигло 4,9. А благоприятен для работодателя уровень от 5 до 7 пунктов — это когда на одну размещённую вакансию есть от 5 соискателей.
В динамике поиска работодателями продавцов после 24 февраля наметился сильный спад. Однако количество публикуемых вакансий стабилизировалось к маю 2022 года. При этом уровень конкуренции в целом по России в этой категории вакансий составляет всего 3,9.
А если посмотреть отдельно на Москву, то конкуренция в торговле составляет уже 2,4, то есть на 1 вакансию приходится всего 2,4 резюме. В целом в столице hh.индекс составляет 7,3.
Стоимость найма новых сотрудников в последние годы значительно возросла. Компании, даже в условиях неопределённости, предпочитают удерживать уже трудящихся, нежели нанимать новых.
Вакансии продавца и мерчандайзера конкурируют между собой. На принятие решения кандидатом влияет уровень зарплаты. Зарплатные ожидания продавца и мерчандайзера в 2022 году практически выровнялись.
Но аналитика hh.ru показала, что зарплатные предложения работодателей на позиции мерчандайзера в среднем по России составляют 31,4 тыс. ₽, в то время как для продавца это 35,3 тыс. ₽. То есть соискателю будет интереснее вакансия продавца, нежели мерчандайзера.
Если посмотреть на данные по Москве, то здесь предложение для продавцов составляет уже 49,4 тыс. ₽, а для мерчандайзеров всего 43,7 тыс. ₽. Интересная картина и по Краснодару, где уровень зарплатных предложений сильно зависит от сезона: с июня зарплаты мерчандайзеров поднимаются на 11–13 %.
Ирина Соцкая отметила, что пандемия коронавируса, локдауны, самоизоляция сильно изменили отношение людей к работе, к своим жизненным целям, ценностям и так далее. Очень большое число работодателей столкнулось с невозможностью вернуть всех работников в офисы после длительного пребывания на удалённой работе.
Результаты глобального исследования BCG, The Network и hh.ru показали, что 89 % респондентов хотели бы остаться работать из дома или хотя бы совмещать. Для России этот показатель составил 69 %.