За последние два года закрылось около 500 магазинов детских товаров, а открывать новые ретейлеры не спешат.
Число покупателей в магазинах детских товаров в сентябре–октябре 2022 года сократилось на 25 % год к году, подсчитали в Focus Technologies. Этот спад ощутимее среднерыночного снижения трафика торговых центров (ТЦ). Mall Index, который отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей, в Москве на третьей неделе октября был ниже на 14 % год к году.
Нынешнее сокращение покупателей магазинов детских товаров оказалось выше, чем в марте–июне. Тогда из-за массовых закрытий торговых площадок международных брендов ТЦ потеряли 21 % трафика.
Руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев связывает пессимистичный тренд на рынке детских товаров с переходом части аудитории в онлайн и сокращением ассортимента из-за закрытия части профильных магазинов.
По оценкам президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, за два года в России закрылось около 500 магазинов детских товаров.
Она связывает это с действовавшими в период пандемии ограничениями, политикой менеджмента, отсутствием достаточных инвестиций для развития.
Сети закрывают убыточные точки.
Антонина Цицулина, президент АИДТ
В качестве примера собеседники «Ъ» на рынке приводят проблемы сети «Дочки-сыночки», бывшей вторым игроком на рынке детских товаров после «Детского мира». В июне этого года Арбитражный суд Москвы признал банкротами и открыл конкурсное производство в ООО «Опт Торг» и ООО «Волга», операционных компаниях ретейлера.
Антонина Цицулина обратила внимание также на обострившуюся конкуренцию магазинов детских товаров с неспециализированной розницей.
Она активно наращивает ассортимент детских товаров с начала пандемии.
Директор NF Group Евгения Хакбердиева указала, что детские коллекции одежды сейчас есть у многих брендов, включая Sela, Gloria Jeans, Terranova, Modis.
Объём рынка детских товаров, по словам Антонины Цицулиной, по итогам 2021 года увеличился почти на 19 %, до 990 млрд ₽, в основном за счёт инфляции. В сентябре–октябре товарооборот профильных магазинов и средний чек, по данным Focus Technologies, снизились на 14 % и 13 % соответственно.
Уход с рынка или отказ от развития крупных сетей уже привели к нехватке ретейлеров детских товаров в ТЦ, констатировала Индира Шафикова, управляющий партнёр RedStone.
Директор CORE.XP Надежда Цветкова назвала сеть «Детский мир» единственным оставшимся якорным оператором товаров для детей. Многие ретейлеры, по её словам, сейчас не готовы развиваться и не решаются вкладываться в аренду и отделку помещений.
Совсем отказаться от магазинов детских товаров операторы торгцентров не могут, так как большая часть посетителей таких объектов — семьи с детьми, заметила Евгения Хакбердиева.
Детей стараются обеспечивать всем необходимым, и в магазины детских товаров покупатели идут целенаправленно.
Евгения Хакбердиева, директор NF Group