Трансформация «чёрной пятницы» из краткосрочного события в длительный период скидок привела к снижению интереса потребителей. По данным «Чек Индекса», количество покупок непродовольственных товаров в основные дни распродажи снизилось на 5–6 % по сравнению с прошлым годом. Одновременно с этим трафик в торговых центрах упал на 4 %. Аналогичная ситуация наблюдается в сфере продаж одежды, обуви, косметики и электроники, сообщает «Коммерсантъ».
По подсчётам аналитиков «Чек Индекса», количество покупок популярных категориях товаров на «чёрной пятнице» (период с 29 ноября по 1 декабря), сократилось на 6 % по сравнению с прошлым годом.
В компании Life Pay, занимающейся разработкой решений для автоматизации приёма платежей, отмечают, что общее количество транзакций по трём наиболее популярным категориям (мода, электроника, косметика и парфюмерия) снизилось на 5 % по сравнению с итогами прошлогодней акции.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев отмечает, что рост трафика в период акции становится всё менее заметным.
Снижение интереса также подтверждает и «Такском». Оператор фискальных данных сообщил, что с 29 ноября по 1 декабря партнёры компании продали 79,9 тыс. единиц техники и электроники. Это на 11,3 % меньше, чем в прошлом году. При этом средняя стоимость товара в категории выросла на 25,4 %, до 11,4 тыс. рублей.
Однако Елена Конторина, руководитель розничного маркетинга «Ситилинк», сообщила, что выручка ретейлера в «чёрную пятницу» выросла на 22 % по сравнению с прошлым годом. Она отметила, что рынок в этом году вёл себя неоднозначно, но распродажи внесли свой вклад в бизнес. Аналогичную точку зрения, но без конкретный цифр высказали и представители «М.Видео-Эльдорадо».
Александр Буйневич, генеральный директор «Вёсм», отметил, что средний чек в сети в период акции вырос на 30 % и покупатели чаще делали выбор в пользу более дорогих товаров.
При этом в «Чек Индексе» подсчитали, что средний чек при покупке товаров для дома в «чёрную пятницу» в этом году составил 3,9 тыс. рублей, что на 4 % меньше, чем в прошлом.
В качестве категории, показавшей рост спроса, аналитики выделили мебель и товары для дома. Количество покупок в дни распродажи здесь выросло на 2 % по сравнению с прошлым годом, а средний чек — на 10 %, до 18,1 тыс. рублей.
Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group, считает, что «чёрная пятница» потеряла свою взрывную силу и для рынка моды. По её мнению, ажиотажа прошлых лет больше нет. Эксперт считает, что только 10 % покупателей целенаправленно ориентируются на акцию, а более 50 % не придают ей значения.
В «Чек Индексе» также отмечают, что длительность скидок влияет на снижение активности потребителей. По их мнению, тематические акции часто начинаются ещё в конце октября, поэтому покупатели не видят смысла ждать до конца ноября. Например, если сравнивать количество продаж непродовольственных товаров за период с 1 по 29 ноября в этом и прошлом году, то можно увидеть рост на 5 %. Эксперты также считают, что на это повлияли курсовые колебания в 2024-м.
Ашот Григорян, генеральный директор Life Pay, высказал свою точку зрения о том, что потребители часто делают большие покупки впрок, опасаясь дальнейшей инфляции. Это сглаживает пики спроса и помогает увеличить частоту заказов.
По данным АКИТ, объём продаж во время ноябрьских акций в сфере онлайн-торговли растёт на 20–30 %.
Когда-то «чёрная пятница» была для многих долгожданным событием, но теперь она уже не вызывает такого ажиотажа. Впереди Новый год, а значит, новые распродажи. Посмотрим, что они принесут продавцам и покупателям.