Основной площадкой распространения стали маркетплейсы, говорят участники рынка.
Продажи контрафактных настольных игр достигли порядка 1,5 млрд ₽ по итогам 2022 года. Таковы данные одного из крупнейших участников рынка — издательства Hobby World, которое включает в себя бренды Hobby World и Magellan. А в 2020 году, когда компания в последний раз проводила аналогичные расчёты, объём рынка контрафакта настолок составлял около 800 млн ₽.
Под контрафактом понимаются точные или незначительно переработанные копии популярных зарубежных настольных игр, которых выпускаются на русском языке по лицензии. А также в числе контрафактных — оригинальные российские игры, распространяемые без разрешения на то правообладателей, пояснил маркетинг-директор холдинга Hobby World Наталья Супрунюк.
В издательстве «Стиль жизни» согласились с оценкой объёма контрафакта, которую дали в Hobby World. В издательстве Cosmodrome Games затруднились оценить продажи контрафактных игр, но подтвердили, что они растут.
Легальный рынок настольных игр по итогам 2022 году, согласно данным Hobby World, вырос на 12,8 % до 22 млрд ₽. По оценке Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), он составил порядка 8 % от объёма рынка игрушек в 2022 году — 201,3 млрд ₽.
Издательство Hobby World оценивало объём контрафакта, исходя из стоимости такого товара и количества размещённых предложений продавцов на легальных интернет-площадках.
Основная часть контрафактных игр продаётся через маркетплейсы, сказали Наталья Супрунюк из Hobby World Владимир Эделев, директор по маркетингу Cosmodrome Games, и Мария Шведова, бренд-директор «Стиля жизни». Именно маркетплейсы — ключевой канал дистрибуции и для легальных игр, отметила президент АИДТ Антонина Цицулина. По оценкам экспертов, на них приходится более 60 % продаж.
Ценник у контрафактных игр демпинговый, поскольку производители не платят авторские отчисления и роялти владельцу лицензии, предположила Шведова. Оригинальная игра «Мафия. Вся семья в сборе» от бренда Hobby World стоит на Ozon 2490 ₽, а экземпляр от SuperShop — 817 ₽. Именно низкие цены, вероятно, и стали главным драйвером продаж контрафакта настольных игр, считает Цицулина.
Кроме того, как правило, при производстве контрафакта используются дешёвые материалы и сами игры не проходят сертификацию, как легальные, добавил Эделев.
Основной объём контрафакта производится и поставляется на склады маркетплейсов из Китая, отметили эксперты.
Согласно статье 1515 Гражданского кодекса, компенсация за подобные нарушения в судебном порядке — от 10 тыс. ₽ до 5 млн ₽ или равняется двукратному размеру стоимости товаров, на которых незаконно размещён товарный знак.
В отдельных случаях нарушителей можно привлечь также как к административной (штраф для юрлиц составляет до 200 тыс. ₽), так и к уголовной ответственности (штраф — до 300 тыс. ₽), сообщила старший юрист практики по борьбе с контрафактом и серым импортом юридической компании Semenov&Pevzner Карина Скоморохова.
Сложнее всего привлечь к ответственности производителей контрафакта, которые копируют игровую механику и сюжет игры, добавила Скоморохова. В пункте 5 статьи 1350 ГК РФ указано, что правила и методы игр не являются изобретениями, а значит, формально они не подпадают под действие права на интеллектуальную собственность.