Главная Новости отрасли Продажи копий продукции российских издательств выросли вдвое

Продажи копий продукции российских издательств выросли вдвое

08.09.2023 в 00.07 215Просмотров: 215 0Комментариев: 0
Контрафактные книги

 

Среди причин эксперты называют повышение цен на легальную продукцию.

Оборот контрафактных копий бумажных книг российских издательств в январе-августе 2023 года вырос вдвое год к году и составил около 1 млрд ₽, сообщил «Ведомостям» совладелец крупнейшей в России издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. Весь легальный рынок бумажных книг в 2022 году, по данным «Эксмо-АСТ», достиг 87 млрд ₽.

Ощутимость цен

Оборот книжного контрафакта резко увеличился в 2022–2023 годах на фоне повышения издательствами цен на бумажные книги, отмечает член комитета по цифровой трансформации Российского книжного союза (РКС) Максим Рябыко. По оценке Новикова, в 2022 году при росте себестоимости производства на 30 % отпускные цены на книги увеличились на 15–20 %. С начала 2023 года издательства повысили их ещё на 5–10 %, писали ранее «Ведомости». Цены на контрафактные книги могут быть в 1,5–2,5 раза ниже, чем у легальных поставщиков, пояснил Рябыко.

Место онлайна

Подавляющее большинство продаж контрафактных книг в России, по словам Рябыко, сейчас идёт через маркетплейсы, которые, как правило, не проверяют сопроводительную документацию продавца. При этом интернет-магазины стали в 2022-м лидерами по объёму продаж легальных бумажных книг среди других каналов дистрибуции, утверждают в «Эксмо-АСТ».

В пресс-службе Wildberries заверили, что маркетплейс регулярно проводит мониторинг товаров для верификации их качества. А в пресс-службе Ozon сообщили, что проверяют подлинность товара после того, как маркетплейс получает «запрос от правообладателей или покупателей с подозрениями на контрафакт».

Как выявляют подделки

Последний на текущий момент мониторинг РКС совместно с «Эксмо-АСТ» провели в августе 2023 года. Проанализировали 2680 объявлений о продаже 25 бестселлеров издательств «Эксмо» и «Манн, Иванов и Фербер» на маркетплейсе Wildberries. В итоге 10 % проанализированных объявлений содержали фотографии книг с очевидными признаками контрафакта.

Признаки книжного контрафакта:
  • пропуск страниц;
  • неровная печать;
  • смазанная краска;
  • плохое качество бумаги и так далее.

Ещё в 20 % объявлений книги предлагается купить с сильным дисконтом по сравнению с ценами их официального поставщика — торгового дома «Эксмо», указано там же. Рябыко пояснил, что заниженные цены — это тоже косвенный признак контрафакта.

В издательстве «Росмэн» и издательской группе «Альпина» также фиксировали на маркетплейсах контрафактные копии своих книг.

Откуда «дровишки»

Основной объём контрафактных книг поставляют из Средней Азии, сообщил Рябыко. По его словам, около 80 % онлайн-магазинов, которые, согласно результатам мониторинга, продают нелегальные копии книг на Wildberries, зарегистрированы на индивидуальных предпринимателей из Киргизии.

Заверения маркетплейсов

Wildberries и Ozon, как отмечают в пресс-службах маркетплейсов, уже активно противодействуют распространению нелегальной продукции. Так, представитель Wildberries сообщил «Ведомостям», что маркетплейс запустил сервис «Цифровой арбитраж», где издательства могут напрямую блокировать контрафакт. На Ozon, по словам представителя этой платформы, для правообладателей доступен аналогичный инструмент — «Кабинет бренда».

Юридическая реальность

Маркетплейсы при выявлении нарушений, как правило, не блокируют весь аккаунт магазина, который распространяет контрафакт, а предлагают направлять претензии по каждому отдельному объявлению, отметил Рябыко.

Сейчас маркетплейсы и книжные издательства ищут более эффективные способы по борьбе с контрафактом, добавил эксперт.

Правообладатель, согласно Гражданскому кодексу, в случае обнаружения контрафакта может предъявить иск с требованием компенсации, сказал адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнёры» Юрий Энтин. Минимальный размер компенсации за каждое наименование — 10 тыс. ₽, максимальный — 5 млн ₽. Но маркетплейсы могут избежать ответственности из-за расплывчатости своего правового статуса, добавил юрист. Суд может решить, что с точки зрения закона маркетплейс является не продавцом товара, а лишь информационным посредником.

Источник: www.vedomosti.ru Фото: pixabay.com
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza