Борьба операторов со спамерами позволяет лишь снизить число таких звонков.
Спам-трафик в сетях мобильной связи с начала 2023 года увеличился на 35 %, подсчитали аналитики «Мегафона». По данным оператора, число спам-звонков в январе составляло 28,5 млн в месяц, а к августу оно выросло до 48,5 млн. Речь идёт о тех звонках, которые оператор отфильтровал и не пропустил к абоненту.
Рост сотового спама на 40 % зафиксировали и в Telecom Daily. Основная причина — в массовых сливах персональных данных, включая имена и мобильные телефоны, полагает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
Эксперт отметил, что весь массив нежелательных звонков надо разделять на навязчивую рекламу и действия мошенников. Представитель «Мегафона» пояснил, что в статистике оператора речь идёт лишь о спаме, без учёта мошенничества.
Представитель «Билайна» сообщил, что оператор также стал блокировать больше спам-звонков. Система компании на основе искусственного интеллекта (ИИ) обрабатывает все входящие звонки, что превышает 150 млн транзакций в сутки.
Аналогичную систему используют и в Tele2, рассказал его представитель. В сутки Tele2 обрабатывает примерно 5–6 млн таких вызовов, включая звонки-сбросы.
Представитель «Тинькофф банка» сообщил, что их виртуальный секретарь «Олег» также блокирует нежелательные звонки, и в компании наблюдают у пользователей определителя номера рост количества спам-звонков в два раза с начала года. При этом у абонентов оператора «Тинькофф мобайл» количество входящих спам-звонков за этот же период выросло только на 30 %.
Представитель МТС сказал, что оператору удалось значительно сократить число звонков с признаками спама и мошенничества». За январь-июнь 2023-го оператор заблокировал «выше 1 млрд нежелательных вызовов, что на 28 % больше, чем за первое полугодие 2022-го.
Представители этих операторов не уточняли, вёлся ли подсчёт исключительно спам-звонков или с учётом вызовов от мошенников.
Количество спама возрастает, когда появляется новая схема мошенничеств, например, когда пользователи перестают доверять прежним уловкам, или же когда начинает действовать новый мошеннический колл-центр, сказал основатель Content Review Сергей Половников. Существует и сезонность: зимой обманутого, например, сложнее заставить дойти до банкомата. По его словам, один из механизмов борьбы операторов со спам-звонками — голосовые ассистенты. Но они срабатывают тогда, когда на тот или иной мошеннический номер уже поступали жалобы от других абонентов.
По словам представителя «Мегафона», оператор развивает собственного голосового ассистента «Еву» и за последний год число ее пользователей «выросло в 55 раз» до 8,2 млн человек. О работе своего голосового ассистента сообщил и представитель Tele2. Ассистент отвечает на звонок, если абонент не может взять трубку, выясняет цель звонка и после отправляет расшифровку разговора пользователю.
В сентябре о запуске голосовых ассистентов сообщил «Тинькофф банк».