Главная Новости отрасли Российские маркетплейсы к апрелю 2023-го

Российские маркетплейсы к апрелю 2023-го

07.04.2023 в 13.25 343Просмотров: 343 0Комментариев: 0
Обстановка и перспективы

 

Перед онлайн-ретейлом в смысле регулирования встала угроза уподобиться офлайн-магазинам.

К чему пришли площадки электронной коммерции в результате бурного развития, проанализировали журналисты издания «Коммерсантъ».

Причины и масштабы роста

Когда уходящие из РФ западные бренды стали распродавать остатки на местных маркетплейсах, а некоторые полностью переключились на онлайн — это стимулировало покупки в интернете, дополнив рост, который стартовал с началом пандемии.

Маркетплейсы привлекали всё больше продавцов и начали конкурировать по количеству пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Только за последний год общее число селлеров Wildberries и Ozon выросло на 85 %, достигнув в марте 2023-го 541 тыс., подсчитали в Moneyplace.

По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), с маркетплейсами уже так или иначе связаны 1,2 млн предпринимателей. По данным Franshiza.ru, по итогам 2022 года спрос на франшизы ПВЗ увеличился на 23 %.

Не всё гладко

Стремительное масштабирование бизнеса не прошло безболезненно. Селлеров и ранее не устраивали частые изменения оферты, то есть условия сотрудничества, включая размер комиссии, отметил гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» Алексей Кожевников. Параметры могли меняться несколько раз в месяц.

Другая серьёзная претензия селлеров — понуждение продавцов к участию в распродажах. Однако больше всего продавцы недовольны штрафами без предупреждения.

Пришлось слегка отрегулировать

Чем выше обороты у селлеров, тем больше и выручка онлайн-площадок, чей размер комиссии может доходить до 20–35 % от стоимости товаров. Но маркетплейсы исходно не опасались того, что продавцы постоят за свои интересы, поэтому вели себя соответственно. Однако обращения контрагентов маркетплейсов в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и профильные министерства дали свои плоды.

Так в электронной коммерции установили принципы саморегулирования. Сейчас их основой на рынке считают подписанные в 2022 году «Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров». А ещё при Минпромторге появилась комиссия по созданию условий саморегулирования в электронной торговле. Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил, что с момента создания в августе 2022 года она рассмотрела около 1 тыс. жалоб от продавцов. Но участников рынка эта система не удовлетворила.

Саморегулирование основано на добровольном принципе, который зачастую одна из сторон не соблюдает.
Алексей Кожевников, гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий»

Причём это не влечёт каких-либо санкций, добавил адвокат Forward Legal Евгений Зубков.

Одеяло на себя

Сами маркетплейсы настаивают, что саморегулирование — эффективный инструмент и хорош при спорах с ПВЗ.

Но его эффектность никто не гарантирует, подчеркнул директор Института конкурентной политики и регулирования рынков Олег Москвитин. Поэтому, считает он, возможность проводить проверки властями лучше сохранить.

Антимонопольщики о перспективах

В ФАС уже предложили ещё раз изучить вопрос, чтобы снять мораторий на антимонопольные проверки всех организаций в области информационных технологий, то есть и маркетплейсов в том числе. По мнению регулятора, снятие моратория позволит защитить права всех участников рынка, в том числе малого, среднего бизнеса, а также потребителей. Снять ограничения — не значит ужесточить меры, о чём часто заявляют онлайн-площадки. Это означает вернуться к обычному режиму регулирования отрасли, когда ведомство проводит проверки по своей инициативе, уточнил Олег Москвитин.

В ФАС отметили, что необходимость регулировать офлайн-торговлю в своё время возникла, когда разногласия между участниками рынка решить за счёт саморегулирования уже не удавалось. Так что в ведомстве допускают, что придётся ввести стандарты на законодательном уровне.

Ропот не только селлеров

Между тем недовольство работой маркетплейсов проявляют не только операторы ПВЗ и продавцы, но и покупатели. Роспотребнадзор в 2022 году получил 48 тыс. жалоб от покупателей — это на 29,7 % больше год к году.

Жалобы касаются:

  • реализации подделок и контрафакта;
  • комиссии за возврат в ПВЗ;
  • недостоверного описания товара в виде улучшенных фото, завышенных характеристик и так далее;
  • отказа признать недостатки товаров;
  • срока рассмотрения претензий;
  • комиссии за оплату банковской картой;
  • манипулирования стоимостью доставки.

А что в офлайне

Часть вопросов в отношениях розничных сетей и их контрагентов регулируются принятым в 2010 году законом о торговле, а также утверждёнными в 2016 году поправками к документу. Это позволило ограничить общий размер выплат, взимаемых ретейлом с поставщиков, до 5 % от цены товара. Сумма должна включать затраты на рекламные, маркетинговые, логистические и другие услуги, а также премию за объём закупки. Кроме того, сократили сроки оплаты товаров поставщикам с 10–45 дней до 8–30 дней в зависимости от длительности хранения продукции.

Торговым сетям запрещено занимать более 25 % продовольственного рынка на определённой территории. А государство получило право устанавливать максимальные цены на отдельные виды социально значимых товаров на три месяца при условии роста цен на них более чем на 30 % в течение 30 дней на территории одного региона.

И всё равно сложности между офлайн-ретейлерами и поставщиками продуктов сохраняются.

Наиболее острые вопросы:

  • обязательное подтверждение заказа поставщиком;
  • сокращение сроков оплаты поставленных заказов;
  • согласование изменения цен;
  • снижение остаточного срока годности при приёмке продукции сетью.

Как могут зарегулировать онлайн

Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов уточнил, что принципы работы офлайн-ретейлеров и маркетплейсов сильно различаются. Последние работают по модели 3P, получая комиссию при реализации товара, а не выкупая его у продавцов.

Алексей Кожевников как специфику электронной коммерции выделил принципы возврата товаров. Сейчас, прекратив сотрудничество с площадками, селлеры ждут возврата своих товаров по полгода, а то и дольше. Сюда же можно отнести вопросы логистики, в частности, нарушения габаритов.

СЕО школы селлеров «Меркатус» Лео Шевченко назвал проблемой вопросы материальной ответственности и порчи товаров в процессе их оформления, передачи и хранения на складе. Ещё один момент — обратная связь с маркетплейсами.

Алексей Кожевников перечислил способы законодательного регулирования рынка маркетплейсов.

Варианты мер:

  • прописать в рамках пятого антимонопольного пакета;
  • внести в закон о торговле;
  • утвердить в качестве правил недискриминационного доступа, по аналогии с действующими сегодня в электроэнергетике.

Источник  www.kommersant.ru  Источник фото  pixabay.com
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza