Тренды, инновации, «боли» и решения, а также прогноз развития eCommerce.
Каким будет 2023 год для электронной коммерции, как маркетплейсы замещают торговые центры и что теперь хочет покупатель, рассказал Сергей Варт, CEO и кофаундер платформы для продажи товаров через видео Eyebuy.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом полугодии 2022 года объём онлайн-покупок в деньгах составил 2,3 трлн ₽ — это в 1,5 раза больше, чем в том же периоде 2021 года. А доля eCommerce в общем объёме розничных продаж выросла с 8,8 % до 11,2 %.
Самый динамичный рост на рынке онлайн-торговли показывают маркетплейсы: Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress и «СберМегаМаркет».
Меняется потребительское поведение: по данным Data Insight, почти 40 % россиян стали покупать меньше, в том числе в онлайне, 6 % стали покупать больше и теперь преимущественно это делают через интернет. У людей сокращается горизонт планирования из-за состояния неопределённости, уходят привычные и многими любимые бренды, которым нужно найти замену, растёт популярность удалённой работы. Всё это подталкивает рынок интернет-торговли к активному развитию, в то время как офлайн-точки теряют продажи.
Особый стимул к росту маркетплейсам дала пандемия, а сейчас развитие продолжается по инерции, на закрепляющихся привычках потребителя.
По мнению аналитиков Data Insight, для многих россиян Wildberries и Ozon — это уже место покупки «по умолчанию». Люди уже успели привыкнуть, что за любыми непродовольственными товарами стоит сначала зайти сюда, а потом по необходимости открывать сайты или приложения отдельных интернет-магазинов.
Покупатель в целом год за годом становится всё более требовательным, а в e-commerce особенно. Это касается глобального рынка вообще.
В России на высоком уровне находится поддержка покупателей. По обращению с претензией сотрудники очень быстро предлагают вернуть деньги или заменить заказ. Покупателю не приходится долго доказывать свою правоту и отрицать обвинения, как это часто бывает в физических магазинах, и даже стандартные этапы возврата и обмена максимально упрощены.
Почти универсальный ключ — интересные промо-акции и экономически выгодные предложения. В условиях снижающейся покупательской способности населения любая возможность сэкономить воспринимается отлично, что традиционно подтверждают распродажи.
Но с другой стороны, на покупателя сейчас можно и нужно воздействовать через его эмоции, и это не только всплеск эндорфинов от полученной выгоды. Хорошее настроение от посещения самого магазина, коммуникации тоже работает на продажи.
Главное — ретейл будет продолжать стараться подстроиться под потребителя, под его возрастающие требования. Это единственный выход, чтобы сохранить и нарастить выручку, чтобы удержать и расширить аудиторию.
С высокой вероятностью интернет-торговля будет проникать в те сегменты, где её пока мало: например, товары для дома, ремонта, строительства. Для многих ретейлеров главным трендом будет активное продвижение на маркетплейсах, а у потребителей может упасть доля импульсивных покупок.
В целом, рост рынка eCommerce продолжится, в основном за счёт проникновения интернета. Но в России, по мнению аналитиков Data Insight, в ближайший год рынок будет увеличиваться в основном в деньгах — за счёт подъёма инфляции. А вот рост количества заказов маловероятен.