Главная Новости отрасли Ценовой испуг прошел: люди снова стали тратить деньги

Ценовой испуг прошел: люди снова стали тратить деньги

21.04.2015 в 11.14 521Просмотров: 521 0Комментариев: 0
Повседневные потребительские расходы в марте 2015 года выросли на 15,8% по сравнению с февралем текущего года и на 13% по сравнению с январем. В годовом выражении рост составил 15,4%, что, тем не менее, не перекрыло показатель официальной инфляции за этот период. То есть в годовом выражении номинальный рост обернулся реальным снижением на 2,5%.

Основным драйвером роста стала новая тенденция в поведении покупателей. Если в течение почти всего 2014 года фиксировалось сокращение числа посещаемых магазинов с целью экономии затрат. То по результатам марта можно говорить о том, что, как и во время кризиса 2008-2009 годов, потребители начали посещать большее количество магазинов в поисках лучших ценовых предложений. При этом, возможно, бессознательно при каждом посещении магазинов они тратили те же суммы, что и месяцем раньше.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Scan Panel, в марте 2015 года повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 15,8% относительно февраля. Второй месяц текущего года, напомним, показал себя беспрецедентно провальным – относительно января номинальные расходы жителей российских городов снизились на 2,5%, что с учетом инфляции выливалось в реальное сокращение почти на 5%.

В марте же расходы резко выросли. И даже официальная инфляция за март, которую Росстат рассчитал в размере 1,2%, не может испортить картину. Таким образом, реальные расходы россиян в марте увеличились на 14,6% относительно февраля текущего года. Правда, номинальный годовой рост потребительских расходов на 15,4% оказался полностью «съеден» накопленной за год (с марта 2014 года) официальной инфляцией в 16,9%. То есть реальные расходы россиян за год – с марта 2014 по март 2015 – сократились на 1,5%. Однако это сокращение в разрезе года куда менее существенное, чем фиксировалось в предыдущие месяцы, когда небольшой номинальный рост расходов нивелировался высокими показателями инфляции.

Отметим, что рост повседневных расходов в марте не является исключительным явлением. Во все годы наблюдений в марте индекс повседневных расходов перекрывал низкие, а иногда и провальные показатели февраля. Относительно января мартовские показания индекса в разные годы колебались от +3% (в 2012 году) до +26% (в 2008 году). Кстати, рост мартовских расходов относительно января в текущем году практически совпал с аналогичными показателями прошлого года – 13% и 12% соответственно.

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов. Январь 2008 – март 2015.




Главным объяснением роста повседневных расходов стал перелом тренда текущего кризиса, когда в стремлении экономить потребители старались просто-напросто меньше ходить в магазины, чтобы меньше тратить. В течение всего 2014 года фиксировалась тенденция к сокращению числа посещаемых магазинов во всех типов каналов, в отличие от кризиса 2008-2009 годов, когда покупатели в поисках лучших ценовых предложений целенаправленно посещали большее количество торговых точек.

В марте текущего года наметилась аналогичная тенденция. С учетом того, что средний чек относительно февраля практически не изменился, а расходы существенно возросли, то напрашивается вывод, что россияне стали чаще ходить за покупками, а вернее посещать большее количество магазинов. Попытки экономить через поиски лучших ценовых предложений в итоге привели покупателей к повышенным тратам, возможно, безотчетным. Обходя несколько магазинов, покупатель в каждом что-то покупает. Возможно, таким образом, был создан запас каких-то продуктов и товаров, но общие расходы в итоге возросли.

Не исключено, что повседневные расходы обязаны своим ростом также общей нервозности потребителей. Высокие риски, связанные с ликвидностью рубля, заставляют потребителей тратить больше теперь уже в целях спасения накоплений. Возможно, создаются новые запасы продуктов, которые были куплены в конце прошлого года, но уже употреблены к концу первого квартала.

В Москве индекс потребительской активности в марте 2015 года вырос на 17,9% относительно предыдущего месяца. За год же москвичи увеличили свои расходы на 13,4%. А вот в северной столице рост повседневных расходов оказался куда скромнее и в месячном, и в годовом выражении – всего 7,9% и 5,3% соответственно. В остальных же городах-миллионниках рост повседневных расходов в марте составил 15,5% относительно февраля текущего года и 13,4% по сравнению с мартом 2014 года.

Жители крупных городов России с населением от 500 тысяч до миллиона жителей увеличили свои расходы в марте на 14,2%. А в разрезе года рост оказался равен 20,7%. Также свыше 20% роста своих расходов показали жители малых городов России (100-500 тысяч человек) и за месяц, и за год.
Доходные группы

Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza