Харуки Мураками — уже не самый популярный из них.
Продажи зарубежной азиатской литературы выросли среди клиентов маркетплейсов на 100 % в 2023 году. На специализированных онлайн-площадках китайских авторов покупают на 16 % чаще, чем в 2021-м, как и корейских, но наиболее популярны — японцы.
В сетевых офлайн-магазинах подтверждают: издания из Японии — это 92 % объёма продаж азиатского каталога сети, причём 63 % из них занимают комиксы.
По словам руководителя редакций «Комиксы» и «Детство» издательства «МИФ» Анны Сиваевой, азиатская литература есть почти в каждом из направлений их портфеля. Это не только художественная литература, детские книги или комиксы, но и нон-фикшен.
Книга китайской писательницы Тянься Гуйюань «Восхождение фениксов» на сегодняшний день показала результат в 27 тыс. экземпляров.
Евгений Капьев, гендиректор «Эксмо»
Платформа Wildberries также поделилась с «Известиями» цифрами. По словам пресс-службы маркетплейса, за восемь месяцев 2023 года продажи книг от авторов из Китая, Японии и Кореи выросли на 100 % год к году.
В объединённой розничной сети (ОРС) «Читай-город – Буквоед» за 2023-й доля продаж произведений азиатских авторов составила 7 % в количественном выражении и 20 % в денежном от общего ассортимента художественной литературы в сети, сказала операционный директор магазинов «Буквоед» и директор по управлению категориями «Книги» в ОРС Мария Бахонкина.
На «Литрес» в сравнении с периодом январь-сентябрь 2021 года продажи корейской литературы выросли в три раза, японской — на 38 %, китайской — на 16 %.
В издательской группе «Азбука-Аттикус» рассказали, что продажи азиатской прозы, включая мангу и ранобэ, ежегодно составляют более 1,5 млн экземпляров. Художественные книги выросли в полтора раза в экземплярных продажах в 2022–2023 годах по сравнению с 2021-м.
Японский автор хитов «Норвежский лес» и «Кафка на пляже» Харуки Мураками утратил лидерство среди российских читателей. В рейтинге 20 наиболее издаваемых в 2023 году писателей, составленном Российской книжной палатой, его нет.
По словам Марии Бахонкиной, он всё ещё «один из самых популярных азиатских авторов в России», но в топе продаж ОРС — лишь на третьем месте. Его опередили китаянка Мосян Тунсю с циклом «Благословение небожителей» и японец Тацуки Фудзимото с мангой «Человек-бензопила» — они занимают первое и второе места по продажам соответственно.
На «Литрес» в топе продаж китайский автор Лю Цысинь, он обогнал занявшего вторую строку Мураками. На третьем месте автор снова японец Котаро Исака. А вот на Wildberries Мураками, кажется, вообще не покупают. Самые популярные там: Мосян Тунсю (Китай), Суи Исида (Япония), Гуйюань Тянься (Китай). В «Азбуке-Аттикус» лидируют снова японцы: общий проданный тираж книг Юкио Мисимы за последние полтора года составил более 110 тыс. экземпляров.
На платформе «Литрес» продажи писателей из Страны восходящего солнца в 2023 году примерно в 4,5 раза превышают продажи писателей из других стран Азии. Во многом это связано, конечно, с популярностью манги. Азиатские комиксы как жанр вообще наиболее продаваемы по версии Wildberries.
В «Азбуке-Аттикус» ключевые жанры — художественная литература и манга. Стартовый тираж комиксов начинается от 20 тыс. экземпляров, а продажи серии «Атака на титанов» Хадзимэ Исаямы превысили 1 млн штук — она лидер по манге в издательстве. В «Читай-город – Буквоед» манга составила 63 % от продаж книг азиатских авторов.