Рынкам коммерческой недвижимости пока не удаётся преодолеть наметившийся в начале года спад.
Показатель Mall Index отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей. В торговых центрах (ТЦ) Москвы и Санкт-Петербурга на неделе 7–13 ноября Mall Index отставал от показателя за аналогичный период прошлого года (АППГ) на 13 %. Такие данные привели в Focus Technologies.
Негативное влияние на рынок продолжают оказывать снижение доходов и уход с рынка международных брендов, констатировал руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.
Доля пустующих площадей в торгцентрах (ТЦ) при этом продолжает расти. Однако в Москве средний по рынку показатель, по словам регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, с начала года уже вырос на 2,3 процентного пункта, до 14,5 %.
Наибольшую активность среди арендаторов площадей в ТЦ, по словам Евгении Хакбердиевой, сейчас проявляют fashion-ретейлеры, в том числе мультибрендовые магазины и универмаги. На рынок также выходят новые сети детской одежды и магазины товаров для дома.
Одновременно Евгения Хакбердиева указала, что собственники и управляющие торгцентров всё чаще стремятся удерживать арендаторов с помощью скидок или готовы компенсировать им затраты на отделку. Тренда на рост арендных ставок, по словам эксперта, на рынке сейчас нет.
Исполнительный директор Glincom Иван Татаринов считает, что реальная стоимость аренды в ближайшее время будет ниже средних запрашиваемых на рынке ставок: собственники готовы проявлять высокую лояльность в переговорах с арендаторами. В первую очередь, по словам эксперта, это касается ТЦ, которые недавно запустились и работают с вакантностью 30–40 %.
На рынке стрит-ретейла ситуация выглядит лучше. В Санкт-Петербурге активность потенциальных арендаторов, по словам директора департамента исследований рынка Maris Алёны Волобуевой, сопоставима с АППГ. Причём 40 % сделок проходит с заведениями общественного питания, треть из которых —бюджетные кафе-бары или пиццерии, отметила эксперт. Число сделок с операторами FMCG-сегмента в этом году сократилось на 30 %, но спрос со стороны алкомаркетов вырос на 40 %.
Коммерческий директор R4S Group Ирина Буренко сказала, что в Москве основной спрос формируют магазины табачных изделий, продуктов, кофейни и магазины одежды: суммарно они дают более 60 % открытий.
Директор департамента аналитики Nikoliers Вероника Лежнева указала, что заключать сделки по поглощению офисов продолжают финансовые и добывающие компании — их доля в структуре спроса за год выросла вдвое. В то же время доля IT-компаний за год размылась с 30 % до 11 %.
Вероника Лежнева отметила, что сейчас усилия собственников направлены на сохранение ставок. Цены снижают, предоставляя индивидуальные скидки. В среднем арендовать офис класса А в Москве, по словам эксперта, сейчас стоит 27,3 тыс. ₽ за 1 кв. м в год, класса В — 18,4 тыс. ₽ за 1 кв. м в год. Эти показатели ниже значений за АППГ, но лишь на 1–2 %.