Траты россиян в «чёрную пятницу» увеличились на 10 % по сравнению с 2020 годом, однако средний чек снизился на 3 %. Об этом говорится в исследовании Tinkoff Data
По данным Tinkoff, в сезон предновогодних распродаж 2021 года россияне потратили на 10 % больше, чем в 20-м году, и на 14,3 % больше, чем в 19-м году.
При этом средний чек в 2021 году оказался почти на 3 % ниже, чем вчемждый из предыдущих двух лет. лет говорит о том, что в распродажах стало участвовать больше россиян, но покупают они не очень дорогие товары.
В период «чёрной пятницы» с 25 по 28 ноября 2021 года наибольший прирост трат был зафиксирован на покупку одежды (+26 %), оплату услуг фитнес-центров (+42 %) и салонов красоты (+23 %). При этом на распродажах 2020 года россияне больше всего потратили в категориях «Туристические услуги», «Образование» и «Спорт».
Самый большой прирост объёма трат в «чёрную пятницу» отмечен в Тульской (+30,1 %) и Калужской (+28,6 %) областях, а также республике Татарстан (+26,9 %). Средние траты жителей этих регионов в дни распродаж выросли более, чем на четверть.
Такая динамика трат в этих регионах может быть связана с более слабыми коронавирусными ограничениями. В Тульской области с 25 ноября разрешили посещать ТЦ без QR-кода, а Калужская область — единственный российский регион, в котором нет ковидных ограничений. В десятку лидеров по приросту трат вошли также Тюменская, Мурманская области и Республика Алтай, поясняют эксперты.
В 2021 году Москва, как и годом ранее, находится среди регионов с невысоким приростом потребительской активности в период распродаж. Из 85 регионов столица оказалась на 39-м месте по росту объёмов трат: за дни распродажи москвичи потратили на 17 % больше, чем за аналогичные дни неделей ранее. Примерно такие же темпы роста трат аналитики зафиксировали в Чувашии, Омской области, Ямало-Ненецком АО. С 25 по 28 ноября жители Санкт-Петербурга потратили на покупки на 22 % больше, чем с 18 по 21 ноября.
На рост потребительской активности также повлияли сервисы для оплаты покупок частями. С 25 по 28 ноября с помощью сервиса оплаты частями от «Тинькофф» покупатели совершили на 35 % больше транзакций, чем в аналогичные дни неделей ранее. При этом объем транзакций в сервисе вырос на 45 %. Средний чек увеличился на 10 %. Основной спрос пришёлся на магазины с одеждой, где количество транзакций через сервис выросло почти в три раза. Также увеличилось число транзакций в категориях «Электроника» (+70 %) и «Красота» (+35 %), отмечают аналитики.
Аналитики сервиса также отметили изменение пользовательского поведения в период распродаж. В обычные дни наибольший поток покупок приходится в промежутки с 13 до 15 часов и с 18 до 19 часов, а к ночи идёт спад продаж. В дни «чёрной пятницы» активность пользователей росла до 22 часов включительно.
Аналитики проекта Tinkoff Data анализировали общую сумму трат, количество транзакций и средний чек покупок клиентов «Тинькофф», которых в банке порядка 17 млн. Аналитики сравнивали дни «чёрной пятницы» 2021 года с днями «чёрной пятницы» в 2020 году (с 24 по 27 ноября) и в 2019 году (с 29 ноября по 1 декабря).