Главная Новости отрасли В России роботы «Яндекса» используют в собственной службе доставки

В России роботы «Яндекса» используют в собственной службе доставки

08.12.2021 в 14.19 300Просмотров: 300 0Комментариев: 0
С начала пандемии роботизированная доставка начала быстро расти во многих странах

 

В начале московского локдауна в 2020 году роверы «Яндекса» стали доставлять заказы от «Яндекс. Еды» в Хамовниках. Если вы живёте или работаете в центре Москвы, то с высокой вероятностью могли встречать робота.

В доставке задействовано 150 роботов — больше половины находится не в России, а в университетских кампусах в США, в Огайо и Аризоне. Остальные — в Москве, Сколково, Иннополисе. В Санкт-Петербурге ровер тестируется в спальном районе Мурино, в Израиле — в Тель-Авиве. Первую доставку запустили в 2019 году в Сколково — ровер возит документы между зданиями.

В России роботы «Яндекса» используются в собственной службе доставки — они возят заказы от «Яндекс. Еды». Кроме того, «Яндекс» совместно с «Почтой России» начал тестировать доставку посылок из отделений. У почты есть услуга «доставить посылку на дом». Тем, кто выбрал опцию, её приносит курьер. В шести отделениях в Москве уже можно заказать доставку ровером. В начале следующего года эксперимент распространится на 27 почтовых отделений в разных районах столицы. У «Яндекса» есть партнёры в России, США и ОАЭ.

Ровер — квадратный ящик на колёсах. По форме и тому, что наверху крышка, напоминает мультиварку. Вес — около 70 кг. Объём — 25 л (помещается шесть пицц и четыре бутылки воды). Шесть колёс — зимой в снег надевают зимнюю резину. Скорость — 5–8 км/ч. Оснащён камерами и другими сенсорами, чтобы видеть всё вокруг и ориентироваться на месте. В самом новом, третьем поколении установлена дальнофокусная камера, поэтому роверы могут видеть дорожные светофоры издалека. Передвигаются они только по тротуарам и пешеходным дорожкам.

На роверы в «Яндексе» перенесли технологию беспилотных автомобилей, обкатанную в городах. Программу, которая управляет роботом, не требовалось отдельно обучать многим действиям — правильно понимать знаки дорожного движения, распознавать разные объекты вроде снегоуборочной техники и участников движения, которые могут встретиться на пути. Ровер внедрили быстро. В июне 2019 года эта идея появилась, через неделю была готова тележка на колёсах, а в ноябре начали тестировать первый прототип.

Батареи робота хватает на десять часов. В третьем поколении роверов аккумулятор сделали съёмным, чтобы он не простаивал во время подзарядки.

Большинство роботов-доставщиков в мире задействовано в студенческих кампусах в США, Канаде и Европе. Доставка в них начала развиваться в середине 2010-х. Некоторые утверждают, что студенческие кампусы на несколько десятков тысяч человек, где есть ограничения по автомобильному движению, — основной рынок для производителей роботов. Сегодня так и происходит. По прогнозам ассоциации Allied Market Research, в ближайшие десять лет наиболее активно такая доставка станет развиваться в Северной Америке. Большая часть роботов будет сосредоточена в США.

У «Яндекса» в Соединённых Штатах есть партнёр Grubhub, который подключил студенческие кампусы к приложению по доставке еды. Это один из крупнейших сервисов в США. Сейчас он обслуживает 250 кампусов в разных штатах.

У студентов и преподавателей американских университетов и колледжей есть отдельные счета, деньги с которых можно тратить только на еду. Например, студенческие карты обычно пополняют родители. Grubhub интегрировал счета студентов в приложение, упростив процесс заказа из ресторанов и кафе. Это позволило увеличить объём заказов, но потребовалось больше курьеров. В Штатах низкоквалифицированный труд стоит сравнительно дорого, поэтому доставлять роботами выгоднее. Кроме того, студенты — прогрессивная публика, им нравятся роботы.

Второй крупный партнёр, с которым «Яндекс» заключил соглашение об использовании роверов, — оператор торговых центров Majid Al Futtaim в Дубае. В следующем году роботы «Яндекса» начнут доставлять продукты из сети супермаркетов Carrefour в ОАЭ.

Ожидается, что в ближайшие десять лет роботы станут привычными в доставке. Рынок рободоставки на последней миле — в пределах пары километров от логистического центра до потребителя — вырастет с $11,9 млрд в 2021 году до $84 млрд к 2031 году

Сейчас роботов для доставки делают Amazon, DHL, FedEx, Starship Technologies и ещё более десятка крупных компаний.

Спрос на роботов-курьеров на последней миле сильно превышает предложение. В мире несколько заметных производителей. Есть стартапы, которые делают роботов несколько лет. Что касается географии и того, насколько крупные компании делают таких роботов, то один из сравнительно крупных поставщиков — эстонская компания Starship Technologies. Они изначально делали роботов для университетских кампусов. Но ни одна компания, ни все существующие компании вместе не могут закрыть огромный спрос.

Во многих странах власти приняли законы, ограничивающие передвижение электросамокатов по тротуарам и в пешеходных зонах. Часто в законе электросамокат определён таким образом, что робот-доставщик также подпадает под это определение. В этом случае нужно получить отдельное согласие от местного регулятора. Например, в Израиле. Сейчас роботы компании тестируют в Тель-Авиве в демонстрационном режиме. Идут переговоры с Минтрансом, чтобы выпустить их в городскую среду. Среда в Тель-Авиве имеет свои особенности, она также полезна для дообучения технологии, там более узкие тротуары и больше людей на велосипедах. Получать разрешения также необходимо в Корее и ОАЭ. В США — в одних штатах нет ограничений, в других есть.

Сейчас есть потолок в темпах производства. Роботы собираются в инженерном центре «Яндекса». Если внедрять их десятками тысяч в месяц, нужно будет думать о привлечении фабрик. Не все поставщики могут производить комплектующие необходимого качества в нужных количествах. Также влияет мировой кризис на рынке полупроводников.

Роботы создаются такими, чтобы эксплуатироваться и в снег, и в дождь. В условиях снега им ставят зимнюю резину. Но совсем от застревания в сугробах это их не спасает. В интернете много видео на эту тему. Вот пробка из застрявших в снегу роботов-курьеров Starship Technologies в Таллине.

У робота прописаны сценарии выхода из сложных ситуаций, например, что ему делать, если навстречу едет снегоуборщик или впереди гора снега. Если он не справился — подключается оператор и берёт удалённое управление на себя. Сейчас у «Яндекса» несколько десятков операторов. Основная часть находится в России, также есть отдельные команды поддержки в кампусах в США. Бывает, операторы не успевают перехватить управление, потому что роботу по доброй воле помогают прохожие.

Украсть робота пока никто не пробовал. В теории это возможно, но нет смысла. Во-первых, робот тяжёлый — 70 кг. Во-вторых, в нём установлены камеры, датчики, сенсоры, и операторы всегда знают, где находится ровер и что с ним происходит. В-третьих, в нём мало чего ценного для тех, кто не занимается производством роботов. Самое дорогое, что в нём есть, — это лидар. Но на бывшие в употреблении лидары устойчивого спроса на рынке не наблюдается.

Источник  tass.ru  •  Источник фото  © Пресс-служба «Яндекса»

Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza