Главная Сувенирная жизнь Куда идет российский BTL

Куда идет российский BTL

10.07.2014 в 16.16 1781Просмотров: 1781 0Комментариев: 0
Расходы на BTL (включая мерчендайзинг и затраты на продажу) при оптимальном раскладе не должны превышать более 5-7% в себестоимости продукта. Но на российском рынке есть исключения: некоторые компании тратят на BTL 15-20% – это лишь одна из множества особенностей российского BTL.

Алексей Батылин
Генеральный директор Activity Group

Фото: Sostav.ru

Факт, что в России затраты на BTL-акции намного ниже, чем в Европе или США, давно стал аксиомой в профессиональных кругах. У нас в стране не просто меньше тратят на BTL, он отличается от своих американских и европейских собратьев. Отечественный рынок BTL-услуг несет на себе отпечаток не только особых экономических условий нашей страны, но и уникальной ментальности россиян.

BTL-калькулятор

Сколько надо тратить на BTL? Универсальной формулы нет. Все упирается в маржинальность и оборачиваемость продукции: сколько раз товар продается и попадает обратно на полки и за сколько времени поставщик успевает обернуть свой сток. К примеру, за час можно раздавать 100-120 листовок стоимостью 500-600 руб. По этим листовкам придет 1-3 человека. Надо вычислить, какая маржа с этих людей и придут ли они второй раз в это заведение.


Если маржа хотя бы на 1% сверху окупает стоимость привлечения клиента, то этот BTL-инструмент можно использовать.


 

Для категории продукции non food поставщику не выгодно и не рационально тратить на BTL больше 10% от бюджета. Оптимальная цифра – 5-7%. Тогда денег хватит и на ATL, и на развитие бизнеса. В сетевом ритейле это визитный и стационарный мерчендайзинг, POS-материалы, сэмплинг, демонстрация продукта, выездные полевые тренинги для персонала торговых точек.

С продукцией категории food все сложнее. У пищевых продуктов маржинальность выше, особенно, если это скоропортящаяся продукция. Здесь доля затрат на BTL может быть значительно выше и доходить до 20%. Тут не дремлют ни поставщики, ни сети. Но при этом, сколько тратят на это сети – посчитать практически невозможно.

Посчитать можно все, но не все надо считать. Иногда необходимо сразу заложить определенный рекламный бюджет на год («военный бюджет») и запланировать доли затрат на ATL и BTL рекламу. 70-80% такого бюджета стоит направить в те каналы, которые проверены и работают, а 20% пустить в эксперименты. Это правильный подход. Более смелые компании иногда тратят на экспериментальные каналы коммуникации больше. Все зависит от специфики рынка, оборачиваемости и окупаемости.


Особенность российского рынка в том, что некоторые компании работают с минимальной стандартной маржей, условно 30%. И ниже этой маржи невозможно прожить при оборачиваемости 4 раза в год.


 

Как правило, на рынке FMCG у категории non food именно такие условия. Однако есть уникальные поставщики, у которых на маркетинг и BTL заложено намного больше, и они умудряются продукцию, себестоимость которой – 75$, продавать в розницу дороже 500$. Это сила бренда, которая подкрепляется, в том числе, очень качественным BTL: POS-материалы и продавцы-консультанты, которые безупречно знают свой продукт и готовы буквально завоевывать покупателя. Такие компании есть, их немного, и это исключение из правил.

Путаница в сетях

Основным потребителем BTL-услуг на сегодняшний день является сетевой ритейл: сети и поставщики. В остальных частях рынка этот инструмент пока широко не используется и является в какой-то степени недооцененным, причем незаслуженно.Что касается сетей, то здесь BTL приходится существовать в специфических условиях.


Большинству российских сетей элементарно не хватает персонала на полное сопровождение продаж.


 

Иногда магазины открываются в неосвоенных, с точки зрения рынка, местах, где покупатели вроде бы есть, а работать там некому. Яркий пример – Олимпиада в Сочи, куда люди съезжались работать со всех уголков страны – от Москвы до Камчатки.

В сетевом ритейле подобные ситуации не уникальны. Взять практически любой магазин крупной торговой сети: зачастую менеджеру и его помощнику приходится выполнять непосильный перечь работ: они должны заказывать товары, принимать, выкладывать их, поддерживать порядок на полках. Если в топовых магазинах порядок еще хоть как-то поддерживается, то в остальных люди просто не успевают все сделать: что-то забыли выставить, где-то нет ценника.

Грамотные поставщики понимают, что им надо помогать сетям продавать их товары с полки. И прежде чем использовать прочие BTL-инструменты, например POS-материалы, товар сначала надо выложить на полку. Зачастую у магазина не хватает ресурсов даже на это, поэтому компания-поставщик снабжает магазин не только товарами, но продавцами-консультантами. Типичная история для российского рынка.

В сетевом ритейле давно появился специальный термин – «профессионализм поставщика». В последнее время сети в качестве поставщиков выбирают для себя компании не с самыми низкими ценами, а компании с умеренными ценами, но хорошо знающие свое дело. Из чего складывается «профессионализм поставщика»: своевременные поставки, поддержание ассортимента, своевременная отправка новых предложений, сопровождение продаж (продавцы-консультанты) и тд.


Выходя на новые рынки или приступая к осуществлению поставок в новые сети, поставщик может тратить на BTL, как и на прочие виды рекламной активности, в зависимости от задач, которые они решают: развитие бренда или «мгновенные продажи» до 50% от текущего оборота.


 

Например, пока он будет тратить бюджеты на решение вопросов, связанных с выкладкой, sell-out в моменте может не достигнуть должного уровня, и за ним не сразу последует sell-in.

Такая многозадачность поставщиков больно бьет по всем игрокам рынка. В то время, пока поставщик ездит по сетям и решает проблемы с выкладкой товаров, sell out (количество проданных товаров) у него маленький, а убытки большие. В этот момент расходы на BTL могут доходить до 50%. Это допустимо, но только с том случае, если спрогнозировать следующий месяц таким образом, чтобы покрыть все финансовые убытки прошлых периодов и остаться в плюсе. Если же товар выложен на полку и не продается, надо скорректировать BTL-стратегию, исправить ошибки. Но это потребует серьезных затрат времени и сил, а этим игроки российского рынка не очень хотят жертвовать.

Прогноз

Российский рынок BTL имеет свои особенности и в будущем будет развиваться по индивидуальному пути. Во-первых, у нас еще 5-10 лет точно будет популярен лифлетинг (раздача листовок - прим. Sostav.ru), хотя в Европе он уже не актуален. В нашей стране каналы коммуникации с потребителем отличаются от зарубежных. У нас меньше смартфонов, меньше Интернета. Если в Москве около 60-70% горожан имеют сотовые телефоны и смартфоны, то в маленьких городах – лишь около 10%. И за неимением их люди больше читают раздаточные материалы.


Из-за особенного российского менталитета у нас, скорее всего, всегда будет востребована услуга «тайный покупатель».


 

В Европе она практически не нужна. Мы тоже к этому идем, но медленно. Дети наши доживут, а мы – нет. Где-то недоработать, что-то недоделать – это уже стало привычкой, в том числе в бизнесе. Услуга «тайный покупатель» призвана бороться с этим и является универсальной для разных сегментов бизнеса. Это могут быть банки, HoReCa, розничные магазины – везде, где присутствует определенный уровень сервиса, эта услуга необходима.


Но российскому рынку ничто человеческое не чуждо. Вскоре у нас начнут развиваться BTL-активности, которые давно практикуются за рубежом. Сейчас набирает силу новый канал коммуникации с потребителем – wi-fi-маркетинг, который применим к разным областям бизнеса.


 

В кафе это может быть всплывающая анкета, появляющаяся на экране через 20-25 мин пользования Интернетом, с предложением оценить уровень сервиса заведения. В банке это может быть реклама конкретного продукта, которую человеку предлагается просмотреть, перед тем, как подключиться к бесплатному скоростному Интернету. Можно пойти дальше: воспользоваться какой-либо системой веб-анализа и с ее помощью определить примерный социальный профиль человека: пол, возраст, интересы, уровень дохода. И с учетом полученных характеристик адресно предложить потенциальному клиенту конкретный продукт.

Постепенно набирает обороты такая BTL-активность, как купоны. За рубежом она очень сильно развита. В Штатах даже определено психическое заболевание – купономания. У нас купоны пока не популярны, поскольку механизм их реализации сложнее. Хотя появляются поставщики, которые хотят воспользоваться этой услугой и заказывают ее BTL-агентствам.

Алексей Батылин, основатель и генеральный директор компании Activity Group Btl & trade marketing

Sostav.ru

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza