Главная Сувенирная жизнь О сувенирном деле в Казахстане

О сувенирном деле в Казахстане

18.06.2007 в 10.20 7486Просмотров: 7486 0Комментариев: 0
Казахстанские сувениры не балуют разнообразием выбора. Доходит до абсурда - национальные сувениры дешевле и качественнее делать за рубежом.


Источник:
Власти КНР начали настоящую войну с "сувенирным пиратством". Так, пекинские полицейские устроили облаву на производителей контрафактных сувениров с олимпийской символикой. В ходе обысков на трех квартирах было изъято 30 тысяч игрушек и талисманов.

Сувенирная нищета

Казахстану пока такие облавы не грозят - в силу того, что ни подпольных, ни крупных легальных производителей сувениров у нас нет. Казахстанские сувениры, к сожалению, не балуют разнообразием выбора. Верблюжата из войлока, фигурки "Золотого человека" да различные национальные костюмы и предметы быта, которые, по мнению ряда специалистов, не совсем подходят под само понятие "сувенир", - вот и вся товарная линейка так называемых отечественных брэндов.

Строго говоря, и само понятие "сувенир" в отечественном законодательстве прописано нечетко. Сувениром сейчас может быть названо любое изделие с элементами национальной или фирменной символики.

- Таким образом, в эту категорию попадают изделия легкой (войлочные верблюжата), тяжелой ("Золотой человек" из различных металлических сплавов) и пищевой (пряники) промышленности, - говорит директор ТОО "Алка" Виктор Элсис. - На протяжении 20 лет мы занимаемся производством сувениров и в последнее время все больше сталкиваемся с нездоровой конкуренцией, связанной с правовой неразберихой. Она заключается в массовом копировании нашей продукции. И хотя мне как специалисту не составляет труда отличить нашу продукцию, в большинстве случаев покупатель несведущ в этих тонкостях и поэтому приобретает заведомо нефирменный товар.

- Хотя в последнее время, - продолжает Виктор Элсис, - появилась возможность борьбы с теми, кто подделывает сувениры. Законы заработали, и, что называется, лед тронулся.

Сегодня фирменная сувенирная продукция по отечественному законодательству охраняется патентом, сертификатом и штампом на продукции.

При получении патента на изобретенный сувенир необходимо в короткие сроки защитить его образец, так как, если идея хорошая, она может моментально быть перенята коллегами из Китая или Кыргызстана.

- Документы подаются в Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК, более известный как Казпатент. Стоимость только подачи заявления на патент - 11 тысяч, - поясняет Элсис. - Подавать патент и защищать его приходится через патентного доверенного, услуги которого также небесплатны. В общем, образуется кругленькая сумма в 250-300 долларов.

Также одним из основных минусов в процедуре оформления патента можно назвать длительное время, которое проходит от подачи заявки до получения патента (2-3 месяца). Ведь за это время возможно появление конкурентов, которые также могут подать заявку на патент аналогичного сувенира.

- Стоимость патента и сроки его получения, конечно, барьер для многих мелких производителей, - продолжает Элсис. - Но большей проблемой можно назвать информационный вакуум, в котором находятся отечественные сувениры. Даже для нашей фирмы участие в международных выставках невыгодное занятие, я уже не говорю о более мелких производителях. Другой выход - создание собственного сайта, через который был бы возможен информационный обмен. Но и он сейчас не по зубам большей части сувенирщиков.

Наряду с этими проблемами по производителям и продавцам сувенирной продукции бьют и чисто материальные заботы. К примеру, чувствуется острая нехватка материалов (войлок, древесина), дороговизна рабочей силы и налоговая нагрузка (в России НДС на товары народного промысла был отменен еще при Ельцине). Это в целом делает наши сувениры неконкурентоспособными. По словам хозяйки нескольких сувенирных отделов Александры Княжевской, подходя к отделу казахстанских сувениров, можно наблюдать следующую картину: 40 процентов продукции на прилавках из Кыргызстана, 20-30 процентов приходится на Китай, Россию и Прибалтику, а на Казахстан остается только 30-40 процентов. Доходит до абсурда - наши национальные сувениры дешевле и качественнее делать за рубежом, поясняет Княжевская.

А ведь сувенир - не просто "ненужная вещь", это частичка нации, народа, государства. И эта "ненужная вещь" не только формирует представление о нас в мире, но и гарантирует определенный денежный поток. При этом происходит не продажа каких-либо стратегических ресурсов, а своего рода обмен элементами культуры и традиций, которые уж точно никогда не иссякнут.

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza