Главная Сувенирная жизнь Все о казанской тюбетейке

Все о казанской тюбетейке

09.07.2007 в 11.22 7154Просмотров: 7154 0Комментариев: 0
Тюбетейка - главный татарский сувенир. Их приобретают туристы как символ Казани, их преподносят в качестве VIP-подарков дорогим гостям.


Источник:
Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки, иногда похожие на свастику, - это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья; не зря подобными украшают и ворота деревенских домов. Один из самых древних, еще доисламский, симметричный орнамент с центральным крупным цветком принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Это пожелание здоровья и плодородия, основной узор для женских калфаков - "во лбу звезда горит". Вышивальщицы бесконечно повторяют старинные узоры, обычно и не подозревая об их изначальном значении, а просто следуя традиции.

В начале ХХ века в Казани и вокруг нее работали десятки тысяч мастеров, шили и вышивали тюбетейки. Даже поэт Тукай в своем сиротском детстве одно время помогал торговцу "каляпушками". Начиная с двадцатых годов это кустарное производство, как и прочие народные промыслы, постепенно заглохло, лишь отдельные мастера продолжали работать самостоятельно, к девяностым годам большая часть казанских тюбетеек выпускалась на двух-трех крупных государственных предприятиях, сейчас захиревших, как вообще большая часть легкой промышленности. Недавно случилось мне побывать в цеху одного из них. Запустение, ряды молчащих швейных машинок. Говорят, затраты на производство не окупаются. Грустно... И тем не менее в Татарстане производятся тысячи тюбетеек, реализуются по всей России, вывозятся за границу. Из пепла возродился старинный кустарный промысел, и основная часть "каляпушек" выходит из-под рук надомников. В трудные девяностые годы, когда повсеместно не выплачивались зарплаты, рукоделие, совсем как в старые времена, оказалось для многих, в первую очередь сельских женщин, возможностью поддержать свои семьи. Заработки не особо щедры, зато живые деньги. Поневоле вспомнишь, что когда нас, девочек, приучали в детстве держать в руках иглу, приговаривали - может, это когда-нибудь выручит, даст возможность заработать на кусок хлеба. Не верилось, казалось, другой век на дворе...

Как сказала одна сельчанка - летом с детьми работаем на огороде, а зимой все вместе "каляпушничаем" - считай, тот же огород. По традиционной технологии тюбетейка шьется их трех слоев ткани и простегивается вручную, а между дорожками стежки протягивается для прочности тонкая бечевка. Эта операция - протягивание - часто поручается детям, даже мальчикам. Когда держишь в руках, разглядываешь такое целиком рукотворное изделие, о многом можно подумать. Например, как сильно отражается личность мастера, его художественный вкус в манере шитья, и особенно вышивки. О том, что даже в скромной и недорогой тюбетейке или калфаке использованы ткани и фурнитура из нескольких стран. Под бесконечные разговоры о развитии малого бизнеса и народных промыслов кто-то все это собрал в Москве и Китае, Турции и Эмиратах, привез, кто-то доставил в сельскую глубинку, организовал сбыт. Есть, есть у нас предприимчивые без лишней болтовни люди. И еще думается о будущем традиционного промысла. С приходом новых технологий он оказался между молотом и наковальней. В развитых странах изделия ручной работы стоят намного дороже промышленных, в Европе цена квадратного дециметра бисерной вышивки начинается с трехзначной цифры в евро. А у нас еще кое-где услышишь - "хорошо сделано, прямо как фабричное", и верхнюю ценовую нишу в магазинах и на рынках занимают тюбетейки отнюдь не ручной работы, к тому же вышитые на программируемых автоматах. Эффектные изделия... Такие нередко преподносятся даже в качестве VIP-подарков, иногда украшают VIP-головы на сабантуях, давая пример для подражания. Сомневаюсь, что на родине, например, персидских ковров образцы машинной работы ценят выше, чем ручной. А нижнюю ценовую нишу занимают дешевые конвейерные тюбетеечки из Китая. Не кто иной, как автор этих строк в 1998 году упомянула в одной статье о гипотетической, казалось, возможности подобной экспансии Китая на татрский рынок. Дожили, однако, - а тоже не верилось.

Тюбетейка - главный казанский сувенир, редкий турист уедет из Казани, не приобретя хотя бы одну на память. А еще они до сих пор носятся как головной убор, хотя бы по особым случаям. Поэтому в продаже должны быть разные - дорогие и дешевые, свои и импортные, эксклюзивные изделия и конвейерная массовка, но, наверное, стоит отличать одно от другого и ценить самобытное наследие предков, дошедшее до наших дней в виде живого, несмотря на все повороты судьбы, и по-настоящему народного промысла.

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza