Главная Мнения Игорь Чижов: "Качественные изменения давно назрели"

Игорь Чижов: "Качественные изменения давно назрели"

15.11.2010 в 12.24 2409Просмотров: 2409 0Комментариев: 0
Генеральный директор ЗАО "Прагматика" о теме месяца: "Рынок 2010. Другой. Какой?



Игорь Чижов, генеральный директор ЗАО "Прагматика", поделился своим мнением о  нынешнем состоянии рынка.


Кризис только обострил и высветил многие общеотраслевые проблемы и вопросы, требующие первоочередного решения. На мой взгляд, основные из них перечисленные ниже.

1.Проблему снижения общего уровня рентабельности рынка в рамках различных мероприятий мы в течение года очень подробно обсудили и наметили возможные пути решения, поэтому на ней я останавливаться не буду.

2.Почему-то сформировалось перевёрнутое объяснение сегодняшней проблемы по продвижению бизнес-сувениров на рынке: оказывается, в том, что рынок бизнес-сувениров мал - виновата неграмотность Конечного заказчика, который не понимает значимость и рекламные возможности бизнес-сувениров. И тогда напрашивается вывод - нужно сосредоточиться на разъяснении ему этого! Согласен, что и это частично имеет место быть. Но главная проблема не в Конечном заказчике, а в нас, в нашем низком профессионализме! Очень точно подметил Эрик Розенфельд: «Конечные заказчики не доверяют менеджерам сувенирных фирм так, как они доверяют, например, менеджеру по размещению рекламы на ТВ. За «жирные годы» мы так и не научились решать бизнес-задачи Конечного заказчика - а только предлагали ему набор бизнес-сувениров на выбор (пусть уже и не в каталоге, а в виде набора картинок в коммерческом предложении). И предлагали без объяснения: почему именно эти сувениры и как эти сувениры будут работать».

Моё же мнение: Конечные заказчики прекрасно разбираются в бизнес-сувенирах и используют их. И это подтверждается данными нашего (только ещё начатого) «сплошного» маркетингового исследования всех «крупных малых», средних и крупных коммерческих организаций Свердловской области: большинство Конечных заказчиков (около 70-80%) заказывают бизнес-сувениры в 2010 году к празднику «Новый Год».

Что же касается нас, «сувенирщиков», то на вопрос от Конечного заказчика «почему бизнес-сувенир будет работать так, как Вы утверждаете», у нас ответ, в лучшем случае, только один - «потому, что он так работал в аналогичной ситуации (в таком же кейсе)». Но это - только слова и решение по заказу Конечный заказчик принимает исходя из ДОВЕРИЯ к нам (продавцам) и АВТОРИТЕТНОСТИ для него кейс-примера. А вот в случае большинства других рекламных инструментов (СМИ, наружная реклама, BTL-акции и т.д.) - по-другому! Там есть помимо качественных и количественные показатели эффективности рекламы. То есть, мы опять приходим к выводу, что даже при наличии кейс-примеров у нас пока единственный инструмент продаж бизнес-сувениров - менеджер по продажам и его способность вызвать доверие у Конечного заказчика.

В этом контексте - о «маркетинге подарков». Да, нужно повышать грамотность Конечного заказчика через демонстрацию ему конкретных кейсов-решений. Но пока это - «стрельба по воробьям»: пока мы не решим указанные выше проблемы, каждый впечатляющий для Конечного заказчика кейс-пример эффективности бизнес-сувениров будет нивелироваться общением этого Конечного заказчика с десятком непрофессиональных РА, плюс отсутствием объективных доказательств действенности бизнес-сувениров.

Что же делать для изменения этой ситуации? Я считаю, что действовать нужно одновременно по нескольким направлениям. Необходимо:
- кардинальное повышение квалификации персонала «сувенирных фирм», работающих с Конечными заказчиками;
- разработать методики (пусть хотя бы качественные) по оценке эффективности бизнес-сувениров как маркетингового инструмента;
- провести маркетинговые исследования по бизнес-сувенирам с последующим их массовым обсуждением;
- ежегодно собирать и издавать (для начала - пусть и в CD-формате) Коллекцию наиболее интересных кейсов с указанием авторства и экономической эффективности (как это делает PPAI в США).

3. Из пункта 2 вытекает ещё один кардинальный для рынка Вопрос: что делать Вендору (Поставщику) в этой ситуации именно сегодня, когда конкуренция ужесточается, когда на наш небольшой рынок заглядываются «голодные волки» с соседних рынков? Оставаться полностью зависимым от массы полупрофессиональных РА?

Один из вариантов - идти к ключевым Конечным заказчикам напрямую либо через аффилированные структуры. И здесь ничего предосудительного нет - ведь есть и крайний способ работы на рынке: «партизанский маркетинг», «все законные способы хороши...». И, как мы видим, такой подход имеет место быть и у части лидеров рынка. Но это - явный отход назад к неструктурированному рынку.

Другой вариант (как мне кажется, наиболее перспективный) - сплачивать вокруг себя наиболее профессиональных дилеров (формировать свой пул) и прилагать совместные усилия:
- по резкому повышению профессионализма линейных менеджеров по продажам у дилеров;
- по кардинальному улучшению качества обслуживания Конечного заказчика через повышение качества продукции (уменьшения количества брака) и уменьшения сроков поставки;
- по системной работе в части повышения лояльности Конечного заказчика к дилерам.

Согласен, что это - серьёзная и долгосрочная работа, требующая от дилера и Вендора максимальной открытости и предсказуемости друг для друга. Это - "высший пилотаж" стратегического менеджмента, не идущий ни в какое сравнение по сложности организации с работой Вендора с Конечным заказчиком через дилерскую сеть напрямую, либо через аффилированные структуры. Но и качественно более высокий результат такой работы уже подтверждён мировой практикой (см. Уэлборн Р., Кастен В. «Деловые Партнерства: как преуспеть в совместном бизнесе».)

Уверен, что есть и другие эффективные варианты.

4. Продолжается начавшаяся в 206-2007 годах перестройка работы дилеров (особенно в регионах) по текущим заказам «в потоке»: Конечный заказчик переходит от разового крупного заказа к множеству мелких под конкретные мероприятия (и это - мировой тренд кастомизации). Уменьшение среднего заказа приводит к необходимости выстраивания регулярного менеджмента, максимальной формализации работы всех участков в РА, автоматизации всех бизнес-процессов и т.д.

5. Можно считать, что нашему рынку около 20 лет и примерно в 2007-2008 годах началась Смена поколений на рынке:
- от оперативного управления вендоров и дилеров уходят «предприниматели девяностых» (основатели и владельцы) и приходят «специалисты» (наёмные ТОПы);
- у Конечного заказчика «старые» сотрудники уходят на «пенсии» и приходят «молодые» с другим менталитетом, даже с концептуально другими понятиями.

То есть, сейчас как раз и наступает удобный момент выработки новых правил функционирования рынка: начиная с терминологии и заканчивая стандартизацией основных бизнес-процессов.

Уверен, что есть и другие, не менее значимые для рынка тенденции, проблемы и изменения. Считаю, что их нужно фиксировать, обсуждать и вырабатывать совместно по ним взаимовыгодные решения.

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza