Александр Киракосян Руководитель компании Bright Concept (Гуанчжоу, Китай) |
– Последние месяцы были отмечены резким ростом курса иностранных валют. Как это отразится на покупательской способности?
– Поскольку все основные заказы были закрыты перед новым годом, то сейчас у нас есть пространство для маневра. Когда мы из Китая выставляем счет в долларах, оплата в России идет в рублях по курсу ЦБ. В принципе, многие крупные клиенты, проанализировав ситуацию, вносили 100% предоплату за заказ, хотя наша обычная схема предусматривает оплату в 30%-70%. Остальные немного ускоряются, стараются побыстрее осуществить перевод. Но падения продаж или отказов от прежних договоренностей я не заметил.
Я слышал несколько мнений, что этот год будет плохим для сувенирщиков. Тем не менее, я думаю, что кризис и закрытие некоторых банков, наоборот, спровоцируют подъем. На фоне кризиса компаниям необходимо выжить, выделиться, поможет в этом сувенирная продукция. Она позволит поднять оборот компаний за счет привлечения новых клиентов и повышения лояльности существующих, и, таким образом, они устоят в кризис. Вообще, я считаю, что кризис – это здорово. Он помогает собраться, мобилизует все ресурсы на достижение поставленных целей.
Но посмотрим, что покажет год. Цыплят, ведь по осени считают.
– Так как ваша компания базируется в Китае, сказывается ли на бизнесе колебания курса?
– Конечно, сказывается. Для удобства наших клиентов часть контрактов оплачивается в рублях. Но для нас это дополнительные затраты, так как иногда приходится конвертировать валюту дважды, сначала в доллары а потом в юани. Тогда 2%-3%, заложенных в стоимость на конвертацию при резких скачках доллара, не хватает, но на договоренности с нашими клиентами этот факт не влияет. Цена для клиентов остается прежней.
Поэтому мы предлагаем варианты. Некоторым клиентам удобнее платить в долларах, тогда они экономят на конвертации, а мы получаем деньги сразу на наш валютный счет в Гонконге. В этом году мы планируем расширить диапазон своей деятельности, и в ближайшем будущем наши юристы смогут помогать клиентам в открытии оффшорных компаний в Гонконге.
Есть так же клиенты, с которыми мы давно работаем, для них даже счет мы выставляем в юанях, потому что им тоже эти конвертации не нужны. В общем, у нас есть пространство для маневра.
– Дорожает ли производство в Китае?
– Да, но на сегодняшний день альтернативы Китаю нет. И ситуация сохранится еще лет десять. Хотя многие крупные компании, особенно в текстильном сегменте, переносят свое производство в Индию, для рынка промопродукции Китай остается главной производственной базой.
Наши постоянные клиенты уже сразу говорят: «Хочу продвинуть свой бренд, бюджет такой-то». Они знают, что в Китае можно купить один и тот же товар и за $3, и за $1, но качество будет существенно отличаться.
Экономика Китая развивается бешеными темпами и цены растут не только на производство, а в принципе на жизнь в Китае. В среднем мои сотрудники-менеджеры из коренного населения получают зарплату, сравнимую со ставками в Москве, но потому, что они отличные специалисты и это Гуанчжоу. Но Китай – он огромный, и на севере Китая оплата труда в 2 или 3 раза ниже. И если в нашем регионе, провинции Гуандун, что-то дорожает, то мы можем обратиться к другому производителю – мы можем свободно перемещаться по стране, выбирая партнеров.
– Что нового готовите на 2014 год?
– Из нового: более активное продвижение нашей компании и продукции среди заказчиков. Хотим быть ближе к нашим заказчикам, не только через наш московский телефонный номер с переадресацией в Китай, но и визуально. Сейчас мы рассказываем об интересных новинках в видео роликах, которые выкладываем на YouTube. И среди подписчиков канала планируем делать розыгрыши, акции. Поэтому подписывайтесь на канал, ждем ваших лайков и комментариев. Наш менеджер Светлана Карунас ведет репортажи прямо из Гуанчжоу, съемки происходят как в офисе, так и на фабриках.
Концепция роликов: в жизненных ситуациях нашей героини бывают разные забавные, но подчас затруднительные ситуации, а промопродукция помогает из нее выйти. Есть проблема – есть решение, есть Bright Concept!
В области продукции у нас появились подарки с заботой о здоровье: портативные ионизаторы воздуха, корыте вокруг владельца концентрируют заряженные ионы. Также есть различные зарядные устройства для гаджетов, которые выражают вашу заботу о комфорте ваших клиентов. Под серию таких «гифтов» нами была разработана серия слоганов, которые оканчиваются так: «Забота всегда цепляет».
Или вот, силиконовый холдер для визиток, проездных или даже наушников, который можно прикрепить к обратной стороне смартфона.
Забавно, что когда мы готовим предложение на продукт, нам к концу работы он уже не кажется новинкой. Но восторг от посетителей выставки говорит об обратном.
В Дюссердольфе на PSI был стенд, где мы демонстрировали эти холдеры. Для них это было ноу-хау, и меня это удивило, так как этой новинке уже два года, а в Европе и России этот сувенир появляется только сейчас. У немцев она подается как уникальная разработка. Поэтому все на нашем рынке относительно: что для одного новинка, то для другого уже бестселлер.
Беседовал Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»