– В 2011 году был создан комитет промоиндустрии АКАР, который занимается рынком бизнес-сувениров и подарков, – начал с краткого экскурса в историю вопроса Алексей Вязовцев, генеральный директор компании «Альтернативный маркетинг» и председатель Комитета промоиндустрии АКАР. – За годы своего существования, комитет провел ряд исследований. В частности, был создан классификатор рынка. В 2013 году был впервые реализован проект карты рынка. И сегодня вы ведите его вторую версию, реинкарнацию.
В 2014 году в исследовании приняло участие на 20% больше компаний, работающих на территории России – с 64 компании компаний в 2013 году до 80. География исследования увеличилась до 32 городов по сравнению с 26 в прошлом.
– Может кому-то покажется, что 80 компаний, принимающих участие в исследовании, – это мало. Но в выборку вошли те, кто непосредственно занимается бизнес-сувенирами и подарками, чей основной бизнес связан именно с этим направлением, – пояснил Алексей Вязовцев. – Это именно те компании, которые заинтересованы в развитии рынка, в накоплении знаний о его состоянии.
В рамках создания карты рынка было проведено еще два параллельных исследования. Во-первых, рекламно-сувенирная отрасль рассматривалась в разрезе товарных групп – того, какие виды продукции чаще всего используются в тех или иных кампаниях. Полученные результаты были разделены по территориальному принципу – Москва и регионы, так как данные рынка по стране значительно различаются по сравнению со столицей.
– Это исследование поможет компаниям, которые плотно работают с рекламными сувенирами, промопродукцией и бизнес-подарками понять, какие сегменты пользуются наибольшим спросом у клиентов, – прокомментировал Алексей Вязовцев.
Во-вторых, был рассмотрен вопрос, представители каких отраслей бизнеса чаще всего интересуются рекламно-сувенирной продукцией. Результаты также были представлены по Москве и по регионам.
На конференции председатель Комитета промоиндустрии не стал вдаваться в подробности, но пообещал, что в ближайшее время все эти данные будут опубликованы на сайте АКАР. Зато он обнародовал данные о рынке, которые ранее не имели объективного подтверждения.
– Мы впервые измерили рынок в денежном объеме, – заявил Алексей Вязовцев. – На протяжении последних лет у нас с коллегами шли споры, как это можно сделать, кого опростить, кто сможет предоставить данные.
Он попросил взять на заметку, что эти результаты исследовательской работы не являются истиной в последней инстанции, но разработанная прозрачная и понятная методика позволяет считать их максимально приближенными к реальности.
Прежде всего, рынок был разбит на три сегмента, через которые происходит продажа промопродукции в России:
1. Держатели каталогов (продукция, которую покупают агентства покупают непосредственно на территории РФ).
2. Прямые импортеры (продукция, которую ввозит под заказ клиентов).
3. BTL-агентства (работа компаний с собственными «продакшен»-отделам, вовлеченными в импорт промопродукции).
Выбор данной системы был обусловлен тем, что иные способы опроса были просто физически невозможны: по разным данным от 2 000 до 4 000 агентств в России продают промопродукцию и бизнес-сувениры. А сбор данных среди конечных клиентов, репрезентативная выборка которых должна была включать не менее 200 компаний, мог затянуться на долгие годы, так как промопродукция проводится через бюджеты разных департаментов – маркетинга, HR, АХО и других.
– Поэтому мы опросили порядка 20-30 агентств, чтобы они назвали основные каталоги, по которым идут закупки рекламно-сувенирной продукции, – продолжил спикер. – В это список вошло 9 компаний – «Круг», «Макрос», «Проект 111», «Радуга», Happy Gifts , Mid Ocean Brands, «ЕЖЕ», eBazar и «Шар Бизнес Реклама». Мы выяснили, какой процент эти каталоги занимают в общем объеме закупок среди агентств. После этого мы обратились к этим девять компаниям. Спасибо большое, что они оказались откровенными, в нашей стране такое бывает редко. Они предоставили данные о своих оборотах за 2013 год.
– Понимая, что их совокупный объем составляет 65-70% от общего объема закупок в России, мы получили данные об обороте этого сегмента рынка, естественно, с учетом поправочных коэффициентов, – подвел итог он.
Алексей Вязовцев признался, что сложно было получить информацию от прямых поставщиков рекламно-сувенирной продукции. По его словам, какую-то информацию пришлось получать чуть ли не методами секретной разведки. В итоге были собраны сведения о 12 наиболее крупных компаниях. Собрать данные третьего сегмента очень помогла . Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг (РАМУ).
В итоге по подсчетам Комитета промоиндустрии АКАР объем российского рынка рекламно-сувенирной и промопродукции составил 11,573 млрд рублей.
1. Общий объем закупок по каталогам 7,507 млрд рублей.
2. Компании-импортеры – 3,160 млрд рублей.
3. BTL-агентства с собственными отделами закупок – 906 млн рублей.
– Это первый шаг, от которого мы сможем отталкиваться на будущий год, – заявил Алексей Вязовцев, председатель Комитета промоиндустрии АКАР. – Конечно, нам очень важна сама цифра, но на много важнее ее динамика. Мы будем понимать, что происходит с рынком, растет он или падает. Мы будем понимать, что происходит с нами самими, потому что внешняя видимость собственного роста на 10% может быть обманчива, если рынок увеличился на 15%.
– И у меня к вам просьба на будущее – будьте активней! Чем больше людей принимает участие в подобных опросах, тем точнее будут результаты, – закончил он.
Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»
С выставки «IPSA powered by PSI», Москва