Сергей Пикус, генеральный директор «Иллан-gifts» (Санкт-Петербург, Москва) и управляющий партнер группы «Illan communications»: «В 2015 году кто-то примет решение начать работать с конечными заказчиками, кто то просто уйдет с рынка, нас ждут слияния и поглощения. Если говорить о заказчиках, то мне представляется, что произойдет как переоценка маркетинговых бюджетов, так и переоценка ценностей у основных потребителей сувенирной продукции». |
Компания «Illan communications» уже 18 лет работает на рынке. В послужном списке компании более 30 наград на ММФР, КМФР, ADCR, "Идея", членство в жюри. По данным АКАР четвертый год подряд занимает 3 место в категории «Брэнд-дизайн» (этикетка, упаковка, фирменный стиль).
- Новогодняя пора традиционно характеризуется ростом заказов на сувенирную продукцию. Однако к концу 2014-го мы подходим с упавшим рублем, санкциями и перманентным кризисом. Каким-то образом уже сейчас это сказывается на работе? Сокращаются ли рекламные бюджеты?
- Бюджеты сокращают те компании, у которых короткий горизонт планирования. Также мы видим, что идет повышение цен, причем уже неоднократное, начиная с ноября месяца. И касается это всех сегментов рекламного рынка. И сувенирной продукции, и полиграфических услуг, а в ближайшее время коснется медийного размещения. В онлайн это уже произошло, на подходе традиционная тяжелая артиллерия в лице ТВ, радио, наружной рекламы. Это неизбежно. Если сравнивать результаты 2013 и 2014 года, если мы говорим о нашей компании, то этот год оказался гораздо удачней. Вопреки кризису, все самые оптимистичные планы, которые строились в начале года, реализованы. И сделано это в первую очередь за счет изменения структуры заказов. Мы полноценно вышли на рынок действительно крупных заказов, и благодаря этому, у нас действительно все хорошо.
- Вы подтвердили, что бюджеты сокращаются. А каких категорий бизнеса это касается в первую очередь?
- Это касается целых секторов бизнеса. Очень плохо себя, например, чувствуют компании, которые занимаются производством и продажей автомобилей, продажей товаров из США и ЕС в люксовом сегменте, услуги, связанные с туризмом, фитнесс- клубами, не очень благополучно у страховых компаний, у целого ряда банков. Пожалуй, именно эти секторы в первую очередь почувствовали провал. И это связано во многом с горизонтом бюджетирования, опять же. В компаниях, чей бюджет утверждался год назад, деньги по-прежнему выделяются. Сейчас мы пожинаем плоды более-менее сытого 2013 года. Началось физическое сокращение объема продаваемой продукции по отдельным товарным группам. Например, по позиции «ежедневники» мы это видим.
- Сергей, как вам кажется, чего в первую очередь коснутся эти изменения в 2015 году?
- О поставщиках: Сейчас, как мне кажется, будет ужесточаться конкуренция среди тех компаний, которые работают с конвертируемой валютой с точки зрения предоставления сбалансированной товарной матрицы, уменьшения товарных запасов, продолжатся поиски оптимальной логистики, будут предприняты усилия по улучшению сбыта, а значит, еще большее внимание будет обращено на свои дилерские сети. Кто-то примет решение начать работать с конечными заказчиками, кто то просто уйдет с рынка, нас ждут слияния и поглощения. Если говорить о заказчиках, то мне представляется, что произойдет как переоценка маркетинговых бюджетов, так и переоценка ценностей у основных потребителей сувенирной продукции. Мы уже с вами видим, что даже те компании, которые всегда являлись крупными покупателями, сейчас сталкиваются с сокращением производств или ограничением канала продаж. Например, пивоваренные и табачные компании. С их заказами будет все иначе. Возможно, будет сокращен объем в штуках, возможно, произойдет переход на более дешевый ассортимент.
- Если конкретизировать, по каким наименованиям пойдет провал, как думаете?
Никто из нас сейчас не понимает, что случится с деловой активностью в стране. Есть два системных фактора. Первый — уменьшение этой самой активности ввиду того, что в стране больше нет простых и дешевых денег, и неясно, появятся ли они в ближайшее время. Второй — изменение курса национальной валюты. Дальше: предположим, если деловая активность снижается, то, с моей точки зрения, под секвестр попадут все маркетинговые бюджеты и будет все равно, что будет уменьшаться: затраты на промо- или VIP-сувениры. То, что стоимость продукции в валюте изменится в меньшую сторону, это по-любому. Если в этом году подарок в районе 100-150 евро на VIP -продукцию считался нормальным, то в 2015-м люди подумают, что это дороговато, будут готовы выложить евро 50. В первую очередь, наверное, произойдет вымывание премиального сегмента. Еще раз уточню, что речь идет не о рублевой массе, а о физических объемах продаваемого товара. Что касается дешевого ассортимента, то если цены на медийную рекламу не изменятся, (во что я очень слабо верю) то я допускаю, что часть денег будет перетекать с одного рынка на другой. По сувенирному рынку это ударит сильно, так как все без исключения поставщики будут вынуждены выставлять цены на сувенирную продукцию в соответствии с курсом валюты. Вполне возможно, что начнется импортозамещение. В первую очередь речь идет о европейской продукции, которую можно произвести на территорию РФ. Такие возможности есть в категориях кожгалантерии, производстве ежедневников, текстиле и одежде.
- Каким образом происходит заказ сувенирной продукции клиентом? Он, как правило, точно знает, чего хочет, или просит специалистов РА «сделать то, не знаю что»?
- Начнем с того, что к нам не приходят люди, которые четко понимают, что они хотят. Более того, если складывается такая ситуация, то функции РА фактически сводятся к оформлению заказа. В данном случае называть себя рекламным агентством как-то нелепо. Основная задача, которая есть у РА, заключается в том, чтобы найти решение той задачи, с которой клиент приходит к нам. «Мы не продаем сувенирную продукцию» - это первая фраза, которую видит каждый наш сотрудник в первый рабочий день в «Иллане». Мы разрабатываем идеи, концепты, которые помогают решать задачи клиента с помощью сувенирной продукции. Которая, кстати, является одним из каналов коммуникации, причем достаточно мощным. А вообще, если сравнивать наш сегмент со всем остальным рекламным рынком с точки зрения использования креатива и дизайна, то напрашиваются вопросы. Вряд ли производителю видео рекламы, создателю аудиороликов, дизайн-студии, создающей принт для билдбордов, придет в голову мысль взять некое готовое решение прилепить на него лого клиента и продать этот продукт. Верно?
- Ну да, это бы, как минимум, выглядело весьма странно...
- Ну вот, а в отрасли сувенирной и промопродукции это почему-то сплошь и рядом, и считается абсолютно нормальным. Мне кажется, что дизайн и креатив на нашем рынке — это один из основных параметров, который крайне импонирует заказчику в рекламном агентстве. Ведь именно благодаря такому качественному подходу возможно получить максимально долгий и эффективный контакт целевой аудитории с вашим рекламным посылом...
...полный вариант текста читайте на нашем сайте
Елизавета Белова,
журналист «Сувенир.Сегмент.Ру»