Елизавета Белова, журналист портала "Сувенир.Сегмент.Ру" |
Речь пойдет о чиновниках высшей и средней руки, чье желание умаслисть весь мир рассказами о своих благих делах, то есть которые занимаются государственным промо, переходит всякие разумные границы. Но, думается, что-то общее с нашей отраслью проследить очень даже можно.
Под конец марта в СМИ появилась информация о том, что чиновникам хотят законодательно запретить тратиться на рекламу себя любимых. Коммунисты подготовили проект закона, который должен поставить крест на открытых пиар-акциях, имиджевых и рекламных проектах, направленных на формирование положительного образа представителей власти за счет бюджета. Документом предлагается ввести в федеральный закон №94 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» новую статью, которая поставит под контроль бюджетные траты государственных и муниципальных органов власти, а также представителей госкорпораций на свой пиар и свою промопродукцию.
Звучит неплохо, особенно если учесть, сколько денег уходит на пиар государственных кокеток, желающих покрасоваться на телеэкранах и страницах газет. По данным экспертов Центра правовой поддержки журналистов ОНФ за 2014 год на это «слили» больше десятой части годового бюджета на СМИ субъектов РФ. Речь идет об информировании населения о поездках, выступлениях и интервью конкретных чиновников. Пальма первенства по тратам досталась Краснодарскому краю, чиновники которого «посветились» в СМИ на 827 млн 238 тысяч рублей. На втором месте – Республика Татарстан с 399 млн 908 тысяч рублей. (10 закупок). Замыкает тройку лидеров Москва, потратившая 238 млн 532 тысяч рублей (35 закупок).
"Пились, бюджет, большой и маленький... " |
На что именно тратятся эти деньги по всей стране, я достоверно судить не могу, но что-то подсказывает мне - чиновники из разных уголков России ведут себя примерно одинаково. А потому в качестве конкретного примера приведу Архангельскую область, откуда я родом (и которая периодически попадает в рейтинги расточительности). Чиновники дотационного региона с дефицитным бюджетом очень любят показывать себя, тратя на это миллионы рублей. Пока вокруг все разваливается, региональные и городские СМИ поют о бравых подвигах губернаторов и мэров. Например, любил «погулять» за счет бюджета наш прошлый губернатор – Илья Михальчук, известный проваленными соцпроектами и коррупцией в особо крупных размерах. На создание его медиапозитивного образа и ТВ-промо вокруг тратили не меньше 100 млн рублей в год. А еще есть мэр Архангельска Виктор Павленко, которого горожане прозвали "крапленым" из-за нечистой выборной истории. Он в среднем подкидывал прирученным СМИ около 20 млн рублей в год. Сейчас, говорят, немного экономней стал. Кризис все-таки.
Что становится с этими деньгами? Они превращаются в пропагандистские газеты, которые раскидываются по почтовым ящикам, чтобы потом попасть, например, в кошачий лоток вместо наполнителя, да на местное ТВ, которое давно почти никто не смотрит.
Чиновники очень любят рассказывать о себе, улыбаться на камеру и запускать громкие пышные проекты, но вот какой от этого всего реальный выхлоп? Мне кажется, совсем небольшой. Например, в тренде у нас развитие внутреннего туризма. Тут у государственных умов есть отличный повод об этом поговорить. И запустить пару богатых тендеров, заточенных под своих, на разработку какого-нибудь сомнительного логотипа или на производство туристической промопродукции (если говорить о наших с вами «баранах») и т.д. При этом создание туристической инфраструктуры, например – это дело второстепенное.
Синяя Лапка Минпромторга |
Если глянуть шире, то сомнительная трата денег на пиар за счет бюджета происходит не только во имя конкретных людей, но и во имя чьих-то идей. Например, есть проект продвижения индустрии детских товаров «Сделано для детства» (По поводу которого много спорят ). Идеолог – Ассоциация Индустрии Детских Товаров (АИДТ), а финансирует его Минпромторг. Цель – помощь игрокам отечественного игрушечного рынка. Проект оценили в 250 миллионов рублей. В октябре объявили соответствующий тендер, который выиграло известное рекламное агентство SPN Communications. А в декабре уже надо было презентовать проект, потому впопыхах была слеплена какая-то концепция, мир увидела синюю Лапку – потенциальный символ отрасли, деньги начали осваиваться. Сами представители индустрии детских товаров об этом не знали, а когда же узнали на презентации в рамках конгресса индустрии детских товаров – ахнули. Мол, на это у Минпромторга деньги есть, а на компенсации новых разработок, например, нет? В прошлом году на компенсацию научно-исследовательских и опытно - конструкторных разработок на всю Россию Министерство выделило 10 миллионов рублей, против 200 миллионов на промо отрасли. Конечно, популяризировать различные отрасли надо, никто не спорит. Но вот мне почему-то кажется, что деньги, которые бизнес может потратить на развитие своего производства, гораздо больше могут помочь индустрии, чем какое-нибудь фантазийное синее животное. И я сейчас совсем не пытаюсь на кого-то конкретно наехать, просто эта ситуация очень показательна.
Да, что-то эта колонка получилась не на сувенирную тематику. Хотя, как знать...Сыр – он и в Африке сыр.
Елизавета Белова,
«Сувенир.Сегмент.Ру»