-
Говорящая одежда. Краткая история принтов на футболках
16.12.2019 в 09.11 2898Просмотров: 2898 0Комментариев: 0 - Футболка появилась в нашем гардеробе относительно недавно — в конце XIX века, а популярной стала гораздо позже. Однако с момента, как человечество придумало печатать на футболках принты, этот предмет одежды стал инструментом для публичной демонстрации своей позиции, вкусов и убеждений. «Сноб» совместно с компанией «ИванычЪ Group» рассказывает, как менялись принты на футболках под влиянием социальных, политических и культурных событий.
50-е. Чистый белый
В 1951 году на больших экранах вышел фильм «Трамвай „Желание“», в котором Марлон Брандо, исполнивший главную роль, неоднократно появляется в кадре в белой обтягивающей футболке. После этого предмет одежды, который раньше носили только рабочие и военные, вошел в моду. Поспособствовал росту его популярности и Джеймс Дин, который в 1955 году появился в белой футболке в фильме «Бунтарь без причины».
60-е. Первые лозунги
Следующее десятилетие стало расцветом культуры хиппи, и белые футболки в прямом смысле слова впитали в себя все цвета радуги. Этой же субкультуре принадлежит мысль сделать футболки оружием в политической борьбе и с их помощью выражать свои идеи. Как знак протеста против войны во Вьетнаме на футболках появляется знаменитый значок пацифик и лозунги за мир, как, например, ставший культовым Make love not war.
70-е. Эпатаж
Расцвет рок-культуры в 1970-х вывел футболки на новый уровень популярности. Первыми футболку с символикой своей группы сделали Rolling Stones, напечатав знаменитый принт с языком, нарисованный художником Джоном Паше. До сих пор разные марки одежды периодически наносят этот принт на футболки новых коллекций. Примеру Rolling Stones последовали и другие рок-группы — и футболка стала способом продемонстрировать миру свои музыкальные предпочтения, не произнося ни слова.
Тогда же весь художественный потенциал футболок оценила дизайнер Вивьен Вествуд, использовав их в коллекциях в стиле панк. Многие из них вызвали настоящую полемику в обществе — так, в 1975 году в городе Челси за непристойное поведение арестовали человека в футболке, на которой были изображены два ковбоя, соприкасающиеся пенисами.
80-е. Против СПИДа и наркотиков
В 1980-е в мире резко выросло число людей, зараженных СПИДом. В 1987 году американские активисты, обеспокоенные как самой проблемой, так и бездействием властей, пытались привлечь внимание к тому, что замалчивание проблемы и стигматизация гей- и би-сообществ, на которые общественность возложила ответственность за распространение инфекции, только усугубит ситуацию. Чтобы начать диалог, активисты выпустили серию футболок с перевернутым розовым треугольником, которым в концентрационных лагерях нацисты отмечали геев, и надписью «МОЛЧАНИЕ = СМЕРТЬ».
В те же годы начинается история принта D.A.R.E To keep kids off drugs, в футболках с которым до сих пор регулярно появляются американские актеры, блогеры и другие знаменитости. Аббревиатурой, которая расшифровывается как Drug Abuse Resistance Education (Образование для противостояния злоупотреблению наркотиками), обозначалась социальная программа, принятая администрацией США в ответ на рост количества несовершеннолетних наркозависимых. По приблизительным подсчетам, за первые десять лет на нее потратили больше 200 миллионов долларов. Кампания оказалась неэффективной, а вот футболка американцам приглянулась. Надпись на ней воспринималась как ирония: dare переводится с английского как «рискни, отважься», и этот посыл многим казался остроумным.
Во второй половине 80-х в СССР начинается перестройка, и одновременно набирает популярность советская символика в поп-культуре. Знамена с серпом и молотом, передовицы «Правды» и другие символы советской власти становятся модными принтами для футболок. В 1988 году в Зеленом театре парка им. Горького прошел первый международный музыкальный фестиваль «Музыканты за мир», где многие исполнители выступали в футболках с надписью «Перестройка» и символами Союза.
90-е. Ирония
Помимо принта D.A.R.E., который оставался популярным несколько десятилетий, в моду входят футболки с другими ироничными надписями и картинками. Тогда же на пике популярности оказываются вещи с портретом Че Гевары. Изображение революционера, боровшегося с капитализмом, становится одним из самых продаваемых в мире. Бывший товарищ Че Гевары Орландо Боррего так объяснил феномен «Че-мании»: «В мире свирепствующей конкуренции и консюмеризма части человечества необходим герой с истинными ценностями». Майкл Кейси, автор книги Che's Afterlife: The Legacy of an Image, напротив, находит сложившуюся ситуацию скорее ироничной и прекрасно отражающей ситуацию в мире после холодной войны, чем воодушевляющей: «Как продемонстрировала Куба, “революция” — это, скорее, бренд, чем реальная цель».
2000-е. Социальные кампании
Дизайн футболки «Я люблю Нью-Йорк» придумали еще в конце 70-х в рамках программы по развитию туризма. В начале нулевых, после трагедии 11 сентября, люди со всего мира надели футболки с этой надписью, чтобы выразить сочувствие тем, кто потерял родных и близких из-за теракта. Так сувенир для туристов превратился в знак солидарности и скорби. После этого футболки и толстовки со схожей символикой разных городов стали приобретать дополнительное значение, если там случались трагедии. Это произошло с футболками «Я люблю Мадрид» после терактов в 2004-м и «Я люблю Лондон» в 2005 году.
В конце нулевых дизайнеры с мировыми именами стали все чаще использовать футболки как способ привлечения внимания к общественно значимым явлениям и идеям. Так, Марк Джейкобс принял участие в масштабной кампании против рака кожи, выпустив коллекцию футболок со слоганом Protect the skin you’re in и изображением обнаженных американских знаменитостей. Благодаря участию таких звезд, как Виктория Бэкхем, Вайнона Райдер, Ева Мендес, Джейсон Томпсон, Хайди Клум и многих других, кампания привлекла огромное внимание, а дизайн стал культовым. Для одной из этих футболок обнаженным снялся и сам Марк Джейкобс.
2010-е. Феминизм и кириллица
В 2014 году новый креативный директор Dior Мария Грация Кьюри в своей первой коллекции для этого модного дома выпустила футболку с цитатой из речи нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи: We all should be feminists. После того как в таких футболках появились на публике певица Рианна и актриса Натали Портман, принт приобрел огромную популярность. Тогда и другие производители одежды стали наносить на футболки разные феминистские лозунги. Любопытно, что одна из самых популярных надписей — Future is female — появилась гораздо раньше: серию футболок с ней выпустили в США еще в 70-х в честь открытия первого в Нью-Йорке книжного магазина с феминистской литературой Labyris Books.
Streetwear и андерграунд-мода 2010-х годов запомнятся нам футболками с надписями кириллицей. Начало этому тренду положил дизайнер Гоша Рубчинский. Его коллекция футболок и других вещей с надписью «Рассвет не за горами», вышедшая в 2014 году, закрепила за кириллицей статус нового символа стритстайла во всем мире. В 2016 году тренд распространился и на масс-маркет: испанская компания Zara выпустила собственную коллекцию футболок с надписями на русском языке.
Источник: snob.ru
Фото: snob.ru
читайте также
Pantone назвал главный цвет 2020 годаИм стал «Универсальный цвет» Classic Blue, или Pantone 19-4052. |
Форум
Фотогалерея
- » Компания: Малевичъ Перьевые ручки "Малевичъ"
- 9 Окт 2023 16:46 3925Просмотров: 3925 0Комментариев: 0
Видеогалерея
- » Компания: Мастер МедиаВнешние жесткие диски из камня. Бизнес сувениры из обсидиана.
- 16 Июн 2022 21:33 9328Просмотров: 9328 1Комментариев: 1
Сегодня актуально
- » Раздел: Новости отрасли
- Почти половина россиян проходили обучение для личного развития 5 Сен 2024 08:09 1556 Просмотров: 1556 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- В Ozon утвердили процедуру продажи ПВЗ 5 Сен 2024 07:33 1614 Просмотров: 1614 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- За какие ошибки в рекламе штрафуют 5 Сен 2024 07:13 1696 Просмотров: 1696 0 Комментариев: 0
ТОП 100
Акции
- » Раздел: Акции
- СКИДКА НА ВЕСЬ АССОРТИМЕНТ ДО КОНЦА ЛЕТА!!! 8 Июн 2023 15:48 9295 Просмотров: 9295 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- Скидка на весь ассортимент 10% 31 Мар 2023 16:50 9661 Просмотров: 9661 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- Дарим скидку 23% в честь Дня защитника Отечества! 4 Фев 2022 10:05 5980 Просмотров: 5980 1 Комментариев: 1