Главная Аналитика Однобокий патриотизм

Однобокий патриотизм

05.05.2016 в 14.15 2033Просмотров: 2033 0Комментариев: 0
9 мая Россия отметит 71-годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Один из главных национальных праздников давно расширил свой смысл, став олицетворением патриотизма вообще. Накануне Дня Победы портал Сувенир.Сегмент.ру постарался разобраться, как обстоят дела на патриотическом фронте в нашей отрасли.

Путин и Сталин — наше все

Так называемые патриотические сувениры с 2014 года переживают бум своей популярности. Однако разнообразием эти товары не отличаются и в массе своей ретранслируют риторику прогосударственных каналов, которые, к сожалению, языку публицистики и новостей все чаще предпочитают язык вражды и пропаганды.

Первое, что видишь, заходя на сайт патриотических сувениров (и в любую торговую точку в городе в сувенирами а-ля рус) – президент России Владимир Путин. Он улыбается с футболок и толстовок, обещает прорваться и победить всех врагов, хитро глядя на покупателя с паспортных обложек и кружек.

Подробнее о «путинизации» российских сувениров мы уже писали здесь  и здесь. Повторяться не будем. Вторая по популярности «патриотическая личность» - генералиссимус СССР Иосиф Сталин.

 

В тренде тотальная милитаризация. Танки, символика Красной армии, БУКи, патроны, вежливые люди (эвфемизм для обозначения военнослужащих ВС РФ в военной форме без знаков различия, блокировавших стратегические объекты в Крыму) и т.д – любой каприз за ваши деньги. 

А вот политически нейтральных товаров почти нет. Есть вещи с символикой РФ, с триколором, но, к сожалению, в массе своей это туристический ширпотреб.

Правила сувенирного патриотизма в каком-то смысле распространяются и на B2B сегмент. Товары с армейской тематикой предлагают к 23 февраля и 9 мая. На День России приходится довольствоваться базовыми артикулами белого, синего или красного цвета. Сувениров, отвечающих запросу «что-нибудь патриотичное» в каталогах не так много. И, как правило, они представлены в категории VIP-подарков, а вот современных и стильных товаров в среднем ценовом сегменте не хватает.

При этом даже B2B-сувениры не обошлись без культа личности.  «Самый вежливый» президент Владимир Путин, искандеры которого не надо смешить, до промоиндустрии пока не добрался. А вот Иосиф Виссарионович замечен в каталогах различных поставщиков – и на подарочных бутылках, и на сувенирных медалях, и на ежедневниках.

От флешки до конфет

Как правило, подарки к 9 мая компании коммерческие и государственные готовят для ветеранов. День победы - не самый распространенный в бизнес-среде повод для подарков клиентам, партнерам или сотрудникам. Но это не значит, что корпоративных сувениров к 9 мая не бывает. При этом подарки ко Дню победы должны быть под стать празднику. Примеры удачных (и не очень) патриотических бизнес-сувениров – далее в нашем тексте.

Самый простой и, наверное, лаконичный вариант сувенира к 9 мая  - базовая промо-единица с тематическим нанесением - кружки, ручки, брелоки, ежедневники, внешние аккумуляторы, флешки и т.д. Оформите их соответствующим текстом или изображением,  выберите нужную цветовую гаму, и эти универсальные, безликие вещи заиграют новыми красками.


Широко представлен ассортимент стилизованных сладостей ко Дню победы. Шоколадные танки и форменные пуговицы, конфеты в праздничной упаковке и даже сладкие портреты полководцев можно найти в каталогах компаний, специализирующихся на съедобных корпоративных подарках. Правда, не все выглядит уместно. Так, например, пряники с веселыми самолетами, больше похожими на рождественские козули, не очень вяжутся с атмосферой Дня победы.

Миру – мир

День Победы – это не только запах пороха, но и долгожданный мир, ради которого советские бойцы «пол-Европы прошагали, пол-Земли». Напоминаем об этом может стать практичный, но при этом необычный зон с мирным небом над головой.


Пледы, вязаные изделия, теплые и практичные элементы одежды – еще один востребованный не военный подарок к 9 мая. Вместе с хорошим чаем и банкой настоящего меда они будут символом спокойной жизни, которую так важно беречь. Тоже можно сказать и о наборах посуды, аксессуарах для дома. Упакованные соответствующим образом, дополненные искренними словами, они будут хорошей альтернативой привычным презентам в стиле милитари.

Не надо 100 грамм

К 9 мая многие поставщики предлагают приобрести фляжки, стопки, подарочные коробки для алкоголя. Подается это все под соусом фронтовых (они же наркомовские) ста граммов, которые вроде как помогали бойцам в трудную минуту – давали сил и согревали. Но здесь не все так однозначно.

В январе 1940 года во время Советско-финской войны народный комиссар обороны Климент Ворошилов обратился к Иосифу Сталину с просьбой выдавать бойцам по 100 граммов водки и 50 граммов сала в день ввиду тяжёлых погодных условий. В ходе Великой Отечественной войны водку в войсках начали выдавать уже в июле 1941 года. Однако, у этой меры была обратная сторона. Для дезинфекции ран, для растирания тела при обморожении водка была хорошим помощником. А вот при приеме внутрь, как вспоминали в послевоенные года участники тех событий, эти 100 грамм вставали на сторону врага – хмельные бойцы погибали первыми, алкоголь снижал боеспособность Красной армии. В связи с этим смеем предположить, что алкогольные сувениры – не лучший вариант подарка к 9 мая. По крайней мере, в данной «фронтовой» подаче.

Еще одна не самая удачная идея – подарки с георгиевской лентой. Этот особый знак отличия, символ воинской за последние десять лет стал жертвой тотальной коммерциализации. В России георгиевская лента стала популярна после 2005 года, когда в стенах «РИА Новостей» придумали патриотическую акцию – раздавать ленты на улице 9 мая. Инициаторы мероприятия хотели создать символ праздника, который бы выражал уважение к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта.


Символом праздника лента стала, а вот сакральный смысл потерялся. Вместо него – ленты, повязанные на грязных машинах, валяющиеся в лужах, красующиеся с прилавков на упаковке сосисок и т.д. Не говоря о том, что черно-оранжевыми полосами сегодня прикрываются радикальные псевдо-патриотические политические группировки.

Эволюция георгиевской ленты лишний раз напоминает о том, как быстро все меняется в нашем мире. Также и с патриотическими сувенирами вообще: в 2014-2015 годах на фоне Крыма, Донбасса, а позже Сирии вся Россия, казалось, готова "играть в войнушку". Но теперь воинственный пал немного угас, общество все больше интересуется мирными темами, а патриотизм чаще проявляется, например, в выборе российской продукции на прилавках. А раз так, то приходит и время новых патриотических сувениров...

Елизавета Белова,
Сувенир.Сегмент.ру

Нравится
Здесь собраны мнения участников рынка о самых обсуждаемых вопросах отрасли
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza