Главная Аналитика Петербургские рекламщики остаются без заказов

Петербургские рекламщики остаются без заказов

29.01.2015 в 13.42 945Просмотров: 945 0Комментариев: 0
В Петербурге пустует около половины рекламных мест на улицах и в метро. С Нового года активность бизнесменов по продвижению своего бизнеса упала на 10 – 20 процентов. Крупные рекламодатели отменяют или откладывают годовые тендеры на размещение рекламы, а вместо них заключают краткосрочные контракты, говорят игроки рынка.

Петербургские компании начали сокращать рекламные бюджеты и отказываться от наиболее дорогих каналов продвижения. Причем не с традиционно «мертвого» января, а еще с предпраздничного четвертого квартала прошлого года, говорят игроки рынка. Пока падение некритичное — около 10 – 20 процентов. Однако прогнозов, что ситуация выровняется в будущем, — нет.

Ни клиентов, ни денег

На вопрос о падении спроса в петербургских рекламных агентствах реагируют, как на моветон или злую шутку. В редких случаях обреченно вздыхают. Рекламный рынок начал сокращаться еще до Нового года, теперь падение стало очевидным.

С начала года объем заказов в рекламных агентствах сократился по сравнению с прошлогодними показателями как минимум на 30%, оценивает Оксана Супроненко, директор по продажам РА «Гамма медиа». Многие компании заказывают медиаразмещение только на перспективу — к началу «высокого сезона» в рекламе, с марта месяца. «Мы работаем в ситуации неопределенности. Многие компании отказались от разработки долгосрочного плана продвижения. Клиенты придерживают бюджеты», – говорит Оксана Супроненко.

Другая проблема петербургских рекламных агентств — рост неплатежей. В РА «Интер-пресс» снижение активности рекламодателей по сравнению с прошлым годом называют незначительным и сезонным. «Однако особенностью этого периода в 2015 году является растущий объем дебиторской задолженности. Это, конечно, неприятно», – говорит генеральный директор агентства Елена Колодкина. По ее оценке, доля должников среди клиентов компании уже составляет около 10 – 15%. При этом затраты на производство рекламной продукции только растут.

Город пустых щитов

Январский спад на рынке наружной рекламы особенно заметен на фоне предпраздничного декабря. В городе пустует около половины конструкций, а вакансии есть даже на таких «топовых» магистралях, как Пулковское шоссе.

Спрос на размещение коммерческой рекламы в январе упал примерно на 10 – 15% по сравнению с первым месяцем прошлого года, оценивает Илья Чередин, директор по маркетингу и рекламе ГК «Постер». Сейчас коммерческой рекламой занято около 50 -60% из примерно 5 тысяч рекламных сторон на конструкциях компании. Если такие объемы падения сохранятся в дальнейшем, компания будет вынуждена оптимизировать штаты, добавляет он.

Похожие показатели у «Волгобалт-медиа» – из 1780 поверхностей компании занято около половины. Спад по загрузке рекламных площадей в компании оценивают в 10%. А также — у крупнейшего петербургского игрока Russ Outdoor. «Снижение коммерческой активности клиентов в этом году по отношению к аналогичному периоду прошлого года составляет по различным группам от 15 до 20%», – говорит Владимир Рябовол, руководитель представительства Russ Outdoor в Петербурге.  

Сокращение рынка началось еще в прошлом году. Средняя коммерческая загрузка наружной рекламы в Петербурге за год уменьшилась с 75 до 72,6%, подсчитали в компании «Эспар-аналитик». Плюс к этому физическое сокращение носителей из-за демонтажа примерно на 5%. В итоге — убыль на 7 – 8%. Финансовый объем рынка за прошлый год также сократился – примерно на 5%. «Показатели рынка наружной рекламы сильно коррелируют с ВВП. Если совокупность производимых услуг снижается, то и рекламировать нечего», – говорит глава петербургского офиса компании Вера Дементьева.

Уменьшение рекламы заметно и в метро. По оценке генерального директора компании «Метроном» Игоря Савви, спад не превышает 10%. «Мы не ведем статистику. Но в целом традиционная загрузка рекламных площадей в метро не намного превышает 50%», – говорит Игорь Савви.

Реклама уходит на ТВ

Неутешительна и ситуация в сегменте СМИ. В среднем падение количества рекламы в ведущих печатных изданиях за январь может составить около 20%. В менее качественных доходит до 50%, говорят участники рынка. «В первую очередь страдают каналы с дорогой стоимостью контакта с потребителем. Неудивительно, что в прессе сокращение заметно сильнее всего», – говорит Марина Ткачева, операционный медиадиректор коммуникационного агентства Media Price. Падение спроса на радиорекламу Марина Ткачева также оценивает в 20%, а вот на ТВ-рекламу оно пока минимально.

Статистика подтверждает сокращение  рынка. По данным TNS Санкт-Петербург, объемы коммерческой рекламы на радио в четвертом квартале прошлого года снизились на 10,6%, в прессе — на 4,9% и только на ТВ выросли на 2,8% по сравнению с тем же периодом 2013 года. В январе тенденция продолжилась — по данным на 20-е число на телевидении рост объемов рекламы на 10,5%, на радио — падение на 12,3%.

В Петербург потянулись москвичи

В первую очередь рекламные бюджеты урезали автодилеры, застройщики и некоторые компании сетевой розницы, говорят игроки рынка. Впрочем, судя по статистике, рынок теряет рекламодателей во всех категориях. На ТВ «проседают» услуги связи и продукты питания. На радио — торговля, общепит и транспорт, в прессе — брендинговая реклама и образование, говорится в отчете TNS.

Компании отказываются от долгосрочных контрактов на размещение рекламы. «Многие петербургские компании, которые традиционно проводят годовые тендеры на размещение рекламы в январе, отменили их или отложили до марта. В тех тендерах, которые все-таки объявляются, стало участвовать гораздо больше медийных агентов, в том числе московских. И это касается даже тендеров с небольшими бюджетами, до 1 млн рублей», – говорит Марина Ткачева.

Одна из компаний, отложивших рекламную активность на апрель-декабрь этого года, – «Главстрой-СПб». «Сегодня мы проводим оптимизацию затрат на продвижение, предусмотренных для I квартала текущего года. В частности, пересматриваем объемы, предназначенные для охватных медиаканалов (наружная реклама, ТВ и радио). Расходы на интернет-коммуникации остаются без изменений», – говорит Любовь Вовченко, директор по маркетинговым коммуникациям компании. Хотя в целом бюджеты на рекламу застройщик сокращать не намерен.

Компании наращивают эффективность рекламы. «Мы сосредоточимся на тех размещениях и инструментах, которые уже на практике показали свою эффективность. Проекты по продвижению брендов будут минимальны, основной акцент будет на то, что реально приносит нам новых клиентов и продажи», – рассказывает Мария Голенкова, директор по маркетингу Inventive Retail Group (магазины re:Store). Компания намерена инвестировать в улучшение клиентского сервиса, PR, Интернет, социальные сети и рекламу в тематических изданиях.

О возможности сократить рекламный бюджет говорят и в сети «Эльдорадо». Компания будет наращивать рекламу на более дешевых носителях с точки зрения контакта с потребителем и сокращать дорогие. СМИ и медиа уже отменили ежегодный весенний рост стоимости размещения рекламы. И хотя не объявляют скидочные кампании, охотнее договариваются о дисконте на 5 – 10%.

Январь для рекламного рынка месяц не показательный, хором говорят игроки. Это самый провальный месяц в году. И в дальнейшем ситуация может как улучшиться, так и «рухнуть» окончательно. Тем не менее роста рекламного рынка не ожидает никто, а в компаниях поговаривают о возможных сокращениях персонала. Они могут начаться после прояснения ситуации — к концу февраля – в марте этого года.


Источник: Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»

Нравится
Здесь собраны мнения участников рынка о самых обсуждаемых вопросах отрасли
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza