Главная Аналитика Рынок сувениров вчера, сегодня, завтра

Рынок сувениров вчера, сегодня, завтра

13.11.2013 в 14.23 2174Просмотров: 2174 0Комментариев: 0
По данным Института профессионалов рекламно-сувенирного бизнеса (IPSA), в России производство сувенирной продукции осуществляют 2–3 тысячи компаний различного профиля и масштаба деятельности. При этом специализируется на сувенирах только 25 % компаний, для остальных это второстепенная сфера деятельности. Наиболее многочисленная группа представлена рекламными агентствами (РА).

Тренды

В рекламном бюджете российских компаний рекламно-сувенирная продукция занимает в среднем 6 %, в регионах эта цифра составляет пока всего 2–3 %. Для сравнения: представительства иностранных компаний тратят на сувениры до 25 % рекламного бюджета. Причём тенденция последних лет не только уральского, но и всего регионального сувенирного рынка заключается в уменьшении средней стоимости заказов. При этом потенциал сегмента рекламно-сувенирной продукции, по оценкам специалистов, в 2–3 раза превышает текущий объём, который эксперты оценивают в 250–300 млн долларов. Чем примечательно развитие рынка сувенирной продукции в нынешнем году? Какие тенденции вы можете отметить?

Игорь Чижов, директор ЗАО «Прагматика»: «Главные тенденции на рынке бизнес-сувениров в России, как и во всём мире, таковы: снижение сроков исполнения заказов (в Европе срок исполнения заказа — около 24 часов); снижение среднего заказа (в Европе средний заказ — 400 евро); чёткое понимание заказчиком и РА экономической эффективности маркетинговой задачи, решаемой с помощью бизнес-сувенира; глобализация (РА работает со всеми возможными территориями; в Европе поставка продукции рекламным агентством в любую точку Евросоюза — 2 дня)».

Понятно, что такие результаты в России пока недостижимы, но тенденции — безусловно, в этом направлении.

Екатерина Ткачук, руководитель клиентской службы сувенирного сервиса «Семицвет»: «Прежде всего важно, что растут бюджеты, а также профессионализм и креативность у клиентов, набирают популярность «подарочные наборы» как альтернатива одиночным сувенирам. В поддержку данной тенденции многие поставщики (каталоги) ввели в свой ассортимент готовые коробки, пакеты и другие упаковочные материалы как основу составления таких наборов».

Материалы

Классические виды нанесения — тампонная и трафаретная печать, тиснение, гравировка, доколь — были и остаются основными. В последние годы всё больше рекламных фирм обзаводятся собственным оборудованием по нанесению, поэтому цены не повышаются, а на некоторые виды нанесения даже снижаются. Естественно, все подобные компании нуждаются в поставках сувениров под нанесение: ручек, пакетов, кружек, текстиля.


Полноцветная цифровая печать — ещё один хит на фоне набирающих популярность логотипов со сложными градиентами. Многие компании при ребрендинге, чтобы показать современность, обновлённость, используют именно такие дизайны, которые представляют сложность для нанесения стандартными методами печати. Поэтому сувенирные принтеры, позволяющие печатать полноцвет на любом материале, — очень перспективное направление.


 

Какие технологии нанесения и запечатываемые материалы сегодня наиболее востребованы? За какими, на ваш взгляд, будущее?

Игорь Чижов: «Безусловно, на долгие годы технология номер один — тампопечать, и это несмотря на появляющиеся цифровые технологии. Наиболее рациональное соотношение станков / технологий (которое я видел в голландской компании МОВ,— одного из лидеров нашего рынка): 50 станков тампопечати, 6 станков шелкографии, 2 станка для гравировки твердотельным лазером, 1 станок для гравировки CO2?лазером. Все остальные технологии у нас, поставщиков бизнессувениров, представлены эпизодически по 1 станку (пескоструйная гравировка, DOMO, UF-печать, 3d-гравировка и т. п.) и каких?то реальных объёмов не дают, занимая исключительно узкие ниши».

Любовь Ямшанова, директор интернет-склада подарков skladgifts.ru: «Ассортимент расширился. Увеличились продажи флеш-накопителей, популярностью пользуются флешки-визитки, так как площадь позволяет разместить полноцветное изображение (макет, календарик, контакты). Цены на данную позицию тоже выросли, но не ровно: на 16 Гб меньше, чем на 4 Гб. Появилось разнообразие по форме и цветам ручекфлешек. Из промосувениров популярностью пользуются антистрессы: метеориты, «золотые мозги», каски разных цветов и многое другое. Больше стали покупать термокружки для автомобилей, пледы с игрушками, кружки с ложками, гаджеты для телефонов. Из дорогих подарков для тех, «у кого всё есть», появились японские шкатулки с секретом, биокамины, флешки «криптекс».

В прошлые годы «полотном для творчества» служили преимущественно футболки. В этом году разнообразием поразили нас зонты. По форме можно выбрать «сердце», в виде ружья или сабли, двойные, с корсетом, сделанные из лаковой кожи. В рамках художественных выставок даже проводились мастер-классы по росписи на зонтах.

Что касается технологий, востребована оперативная полиграфия в разных проявлениях. Благодаря новым материалам появилась возможность печатать выборочную лакировку цифровым способом от одного экземпляра. Сублимация набирает обороты, появляются новые продукты для данной технологии. Полноцветные принтеры на любых поверхностях тоже очень популярны.


Структура рынка сувенирной продукции включает не только различные группы продукции и назначения, но и различные типы бизнеса. Весь сувенирный бизнес можно условно разделить на четыре сегмента. Первый составляют производственники, которые специализируются именно на нанесении. Зачастую они предлагают достаточно ограниченный ассортимент продукции. Учитывая стоимость печатных машин и оборудования, очевидно, что порог вхождения в этот бизнес высок. Фирмы, входящие во вторую группу, занимаются исключительно куплейпродажей. Существующая у федеральных поставщиков система дистрибуции продукции позволяет успешно работать по принципу just-in-time, поставляя сувениры по требованию. Кооперативные отношения, развитая сеть контактов позволяют успешно работать даже со средним капиталом. Третий сегмент — компании, имеющие как собственное производство, так и развёрнутую систему продаж и богатый ассортимент. Четвёртый сегмент представляют профессиональные операторы рынка бизнес-сувениров и корпоративных подарков, которые не только разбираются в технологиях нанесения изображений и продают продукцию, но умеют выявлять потребности каждой конкретной компании и подбирать нужные маркетинговые инструменты для их удовлетворения.


Екатерина Ткачук: «Наиболее востребованные технологии нанесения — это шелкография и гравировка, так как этими способами можно делать нанесение на большинстве материалов, в свою очередь, востребованные материалы конкретно в нашей компании в этом году были металл, стекло, кожа и кожзаменитель. Однако что касается промосувенирки, то проще и дешевле пластика с тампопечатью пока ничего не придумали, по объёмам такая продукция, конечно, занимает существенную часть оборота».

Из технологий, которые набирают популярность, можно отметить изготовление под заказ объёмных изделий из PVC (флешки, браслеты, брелоки и прочее) — полностью в фирменном стиле клиента. Такая максимальная кастомизация выигрышнее любой печати на стандартном сувенире и поэтому привлекает клиента. При этом на приличных тиражах от 500 штук стоимость сопоставима со стандартным ассортиментом каталогов. Минус — сроки, такое производство в основном находится в Китае.

Полноцветная цифровая печать — ещё один хит на фоне набирающих популярность логотипов со сложными градиентами. Многие компании при ребрендинге, чтобы показать современность, обновлённость, используют именно такие дизайны, которые представляют сложность для нанесения стандартными методами печати. Поэтому сувенирные принтеры, позволяющие печатать полноцвет на любом материале,— очень перспективное направление.

Машины

Профессионалы рынка уже, как правило, имеют полный цикл оборудования для нанесения. Если говорить о рекламных агентствах, которые хотят выйти на этот рынок и снизить для себя стоимость заказа сувенирной продукции, увеличив тем самым свой доход, то тут я бы рекомендовал как раз либо оборудование для сублимационной печати, либо универсальные принтеры для печати на любых поверхностях. на рынке есть как зарубежные, так и отечественные модели. Такое оборудование позволит делать сувениры индивидуального нанесения от одного экземпляра за вполне умеренные деньги и очень оперативно.

Какие технологические линии наиболее интересны предприятиям, выполняющим полный цикл производства сувенирной продукции, и тем, кто специализируется на продаже и нуждается в небольшом производстве «на месте»?

Игорь Чижов: «Главный вопрос не в оборудовании, а в клиентах и во внутренних бизнес-процессах: заказчику безразлично, кто сделает персонификацию,— само РА или их субподрядчики. заказчика интересует качественное оперативное обслуживание и оптимальные цены».

Екатерина Ткачук: «Для полного цикла — прежде всего та же шелкография, на основе которой делают и другие виды нанесения (деколь, трансфер). на месте можно расположить только компактные станки — тиснильный пресс, сублимационное производство, те же сувенирные принтеры. гравировальное оборудование тоже занимает не много места, но стоит дорого и для нормальной окупаемости должно быть на 100 % загружено, что сложно обеспечить небольшим компаниям».

Насколько быстро происходит окупаемость оборудования в сегменте сувенирной продукции?

Игорь Чижов: «Всё зависит от продаж. У меня есть знакомая компания в Подмосковье, которая приобрела дорогой комплекс изготовления шильдиков по технологии «гедаКолор», имея уже заказчика — производителя пассажирских вагонов. Есть вопросы о сроке окупаемости у них?»

Екатерина Ткачук: «Зависит от грамотного выбора оборудования относительно специфики клиентской базы компании — при грамотном подходе к выбору технологии печати и хорошей загрузке не новое оборудование в хорошем состоянии в средней сувенирной компании может окупиться за один сезон. но всё очень индивидуально, конечно».

Любовь Ямшанова: «Окупаемость — это отдельный вопрос. на рынке оперативной полиграфии и сувенирной продукции, на мой взгляд, нужно приобретать современные машины, эксплуатировать их в течение 3 лет и менять на новые модели. Рынок оборудования тоже развивается. сейчас появилась возможность печатать интерьерной печатью не только сMYK, но и белыми и металлизированными красками, да ещё и сразу подрубать. А о чём мечтать через год-два? недорогие модели оборудования окупаются за сезон, дорогие — за 3–5. Конечно, вопрос накоплений на новое оборудование решаем. Я убедилась на своём примере».

Подготовила Юлия Раильченко, журнал «Печатный бизнес»

Нравится
Здесь собраны мнения участников рынка о самых обсуждаемых вопросах отрасли
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza