Главная Аналитика Сделано в Китае. Почему Поднебесная остается центром производства

Сделано в Китае. Почему Поднебесная остается центром производства

11.10.2018 в 13.33 1662Просмотров: 1662 0Комментариев: 0
Мифы о том, что в Китае выгодно размещать только крупное производство, что качество оставляет желать лучшего, а адекватное общение с производителем практически невозможно, давно остались в прошлом.

 

В Китае существует общенациональная интернет-платформа Alibaba, на которой можно легко найти огромное количество производителей необходимого вам товара, а также сделать выборку по множеству фильтров: по географическому району производства, по количеству совершенных сделок, по цене, по минимальному тиражу, по скорости отгрузки, по количеству повторных заказов и так далее. Обычно заказ можно разместить на той же платформе и моментально оплатить через встроенное в платформу платежное приложение.

Alibaba выступает посредником, который удерживает платеж покупателя и переводит его поставщику только по факту получения заказанного товара покупателем. Если к готовому товару есть нарекания, платформа также дает возможность выставить рекламацию и потребовать полный или частичный возврат средств. В этом случае стороны, как в обычном суде, предъявляют доказательства своей правоты, а платформа выступает в качестве арбитра.

В России для поиска необходимого производства потребуется больше времени. Никакого общего ресурса не существует. Производители регистрируются на множестве разрозненных каталогов и форумов, объединенных общей тематикой или категорией. Поэтому если вам нужно произвести одежду, ежедневники и портативные зарядки, то придется изучить и сделать отбор по трем или более агрегаторам. Оптимальный выход для поиска нового производства — это отраслевые выставки и воркшопы, хотя и они не дают полной картины возможностей, так как далеко не все производства могут себе позволить участие в них.

География производства

В Китае, как правило, промышленные производства сконцентрированы по кластерному принципу. Занявшись поиском производителей печатной и канцелярской продукции, вы обнаружите, что большинство заводов по этой тематике находятся в уезде Цаннань города Вэньчжоу и в уезде Нинхай города Нинбо провинции Чжэцзян к югу от Шанхая. В районе Вэньчжоу Оухай производятся дверные замки, в уезде Пиньян — упаковочные пластиковые пакеты. Крупнейшее мировое производство обуви разбросано по нескольким уездам вокруг все того же Вэньчжоу. Перенесемся дальше на юг, где недалеко от Гонконга расположена провинция Гуандун. Если мы ищем производство светильников, то стоит посетить уезд Гучжэн города Чжуншань. В районе Хуаду на севере столицы провинции города Гуанчжоу мы обнаружим большую концентрацию автомобильных производств, а если проедем еще немного дальше на север, то очутимся в уезде Шилин — мировом центре производства сумок. И так далее. Учитывая размеры Китая, перечислять можно бесконечно. Обычно кластеры — это исторически сформировавшиеся центры, реже — специально созданные муниципальным или центральным правительством территории, на которых плотно расположены отраслевые производства, а также обеспечивающая их функционирование инфраструктура.

География промышленности России в основном соответствует плотности населения, то есть примерно три четверти всех производств расположены в центральной части страны. Поэтому, если вы находитесь в Красноярске или Хабаровске, то будьте готовы к тому, что производство будет в тысяче километрах от вас, что добавит расходы на пересылку образцов и увеличит сроки. Но наибольшая проблема в сегменте легкой промышленности состоит даже не в этом: у России чрезвычайно скудная сырьевая база, и это касается всех видов продукции, более 80% сырья импортируются из того же Китая и других стран. Но и в этом случае выбор на складах, размещенных в России, будет настолько минимальным и базовым, что найти подходящее сырье — большая удача.

Сокращение издержек

Несмотря на то что Китай давно уже не страна дешевых трудовых ресурсов и уровень зарплат там превышает российский, стоимость производства в Китае, как правило, ниже, чем в России. За счет чего? Возьмем в качестве примера производство сумок. Чтобы открыть свое производство в Китае, китайцу достаточно нанять нескольких швей и супервайзера и арендовать один этаж — 50 квадратных метров в бетонном доме-коробке в уезде Шилин к северу от Гуанчжоу. Весь материал, подклад, фурнитуру и расходные материалы он сможет приобрести на громадных рынках рядом с заводом. Выкройку лекал и раскрой материала закажет в находящихся неподалеку специализированных мастерских, после чего ему достаточно будет сшить, произвести проверку качества и упаковать готовую продукцию. Лейблы, бирки и упаковочные пакеты на любой вкус продаются также в пешей доступности.

Обычно на малых производствах китайский предприниматель не будет даже регистрировать компанию и платить налоги — все сделки и выплаты идут через физлицо, государство закрывает на это глаза, так как его основная задача — создание рабочих мест. Если начинающий предприниматель получает большой заказ, который сам не в состоянии произвести в заданные сроки, то этот заказ он разделяет между своим заводом и заводом ближайшего родственника. Или же полностью перезаказывает его более крупному предприятию, где прибыль делится между сторонами. При этом заказчик даже не знает, что его заказ был произведен на другом заводе. Все это — хорошая инфраструктура, высокая концентрация производства и глубокая специализация, гибкий подход, высокая производительность и невероятное трудолюбие китайцев, готовых работать по две смены 12 часов в день с двумя выходными в месяц, а также отлично выстроенная коммуникация китайцев между собой —позволяет поддерживать конкурентные цены и оставаться мировым производственным центром.

В Китае отстроена эффективная транспортная инфраструктура: доставка между центрами производства занимает 1-3 дня, редко до 5 дней, стоимость транспортировки не высока за счет огромных объемов и высокого уровня конкуренции — количество общенациональных курьерских и логистических компаний исчисляется десятками. Доставка до России занимает порядка 15-22 дня и в зависимости от характера груза может стоить от $2 до $5 за кг. В Китае представлены все мировые логистические компании, поэтому если продажи идут не только в Россию, но и в другие страны, то проще и дешевле будет складировать готовый товар в Китае и осуществлять международные отгрузки напрямую с китайского склада, избегая экспорта в Россию и связанных с ним расходов.

В России резкое падение курса рубля почти вдвое в 2014 году заставило многих российских предпринимателей задуматься о сокращении издержек: те, кто раньше делал закупки в Европе, задумались о закупках в Китае, а те, кто давно работал с Китаем, для минимизации своей зависимости от валютных рисков начали просчитывать целесообразность частичного или полного переноса производства в Россию. Тогда это казалось резонным, рубль стоил дешево, российские производства, хотя и немного повысили цены, но в отношении к изменению курса — не равнозначно, к тому же все стремились избежать дорогой логистики за доллары и таможни.

За прошедшие три года некоторым удалось наладить производство в России, но многие, погрузившись в российские реалии и столкнувшись с немалым количеством проблем, решили закрыть производства в России и вернуться в Китай. Или же частично оставить заказы наиболее простых позиций на аутсорсинге крупных производств в России, а более детальные и сложные отдать в пользу мелких китайских.

Трудности перевода

Если вы когда-либо стояли в очереди или ездили на метро в Китае, то вы, наверное, заметили, что все китайцы, в отличие от европейцев, поголовно сидят в своих телефонах — они там живут. При этом основную часть этого времени они проводят в Wechat — главном мессенджере Китая (количество пользователей которого скоро превысит 1 млрд). Китайцы всегда на связи, а это значит — всегда на работе: в Китае практически отсутствует понятие рабочего времени — с понедельника по пятницу, с 9.00 утра до 18.00 вечера. Китайцы готовы коммуницировать всегда и везде, и это дает им серьезное конкурентное преимущество. Единственное, к чему вы должны быть заранее готовы, это к китайскому Новому году. Этот «праздник» длится месяц, и в этот период никто не работает. А месяц до и месяц после все производства и транспортные компании Китая работают в авральном режиме, поэтому при возможности лучше не планировать производство с начала января по конец марта.

Пожалуй, единственное, в чем малые российские производства могут поспорить с Китаем, — это удобство коммуникации. Общий язык и культурные коды дают нам ощущение того, что мы правильно поняли друг друга и каждый знает, что необходимо другому. На деле все это может оказаться не совсем так. К макетам в России подходят более профессионально, чем в Китае, поэтому обсудить и просчитать проект, договориться о сроках и условиях поставки, заключить договор и получить счет можно довольно быстро, но все, что связано с технологическим процессом опять же будет намного сложнее, чем в Поднебесной. Например, изготовление образца может занять несколько недель, а то и месяцев, и виной тому не загруженность предприятия, а нехватка или отсутствие материалов и комплектующих.

Российские производства чаще нарушают технологии или договоренности по продукту. Это происходит не из-за непрофессионализма или халатности сотрудников, а скорее, из-за отсутствия собственных сырьевых ресурсов. Например, вы заказали большую партию кожаных рюкзаков трендового цвета с определенным подкладом, специальными молниями и нитками, все было согласовано, материалы забронированы и производство оплачено, и — началось. В процессе производства обнаруживается, что рулоны молнии частично бракованы и ее недостаточно на весь тираж, а подкладочная ткань слишком толста для этих ниток, при этом вариаций того же оттенка по толщине нет. При этом вся основная кожа уже раскроена, да и заменить на что-то иное невозможно. Что в подобном случае делает китаец? Он идет на соседний рынок и тут же меняет/докупает молнии, берет нитки нужной толщины и цвета и через полчаса продолжает производство в том виде, в каком оно согласовано.

Базовые правила

1. Подбирайте максимально специализированную фабрику, которая уже производит аналогичную продукцию и имеет хороший рейтинг и отзывы. Обратите внимание на то, чтобы она была расположена в регионе, специализирующемся на производстве идентичной продукции, в непосредственной близости от рынков и поставщиков сырья. При этом вы не должны быть слишком крупным или слишком мелким заказчиком, все должно быть оптимально — объем партии, сроки, цена.

2. Торгуйтесь, но помните, что слишком низкая цена обязательно приведет к снижению качества, знайте меру. Изучите рынок и среднюю цену на схожую продукцию, ориентируйтесь на нее.

3. Часто цена значительно падает при увеличении тиражей, к тому же при большом объеме заказа легче обеспечить качество. При возможности планируйте заказы на однотипную продукцию с разными дизайнами или объединяйтесь с дружественными компаниями для более крупного заказа.

4. Производители всегда хотят сотрудничать на постоянной основе, дайте им это ощущение, чтобы получить более выгодные условия и наилучшее качество.

5. Обязательно определитесь, кто будет выбирать сырье для производства: ваш технолог, сама фабрика, китайский сотрудник или консультант по запуску этого производства. Контроль качества и вообще всего процесса должен быть закреплен за одним человеком.

6. Обязательно получите сигнальный образец того, что вы производите, и утвердите его. Сохраните образец до приемки товара, чтобы в случае несоответствия предъявить производителю. Тщательно проверьте, протестируйте и примите готовую партию товара до отправки из Китая. Лучше прямо на фабрике или хотя бы на складе транспортной компании, которая может оказать услугу проверки за дополнительную плату.

7. Если продукт дорогой и требует серьезного соблюдения качественных норм, то доверять прием готовой продукции стоит только ответственному лицу, кто курировал и контролировал процесс производства (технолог или менеджер проекта).

8. Работайте без посредников, напрямую с производителем, иначе любая проблема (а они не исключены) превратится практически в неразрешимую.

Источник: www.forbes.ru

читайте также

АКАР представил текущие результаты Рейтинга креативности за первое полугодие 2018 года

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) представила промежуточные результаты Рейтинга креативности агентств за первое полугодие 2018 года в четырех сегментах: «Реклама», «Брендинг», «Маркетинговые услуги» и «Digital». Пока лидирующие позиции занимают агентства Восход, BBDO Russia group и GOOD Moscow.

Нравится
Здесь собраны мнения участников рынка о самых обсуждаемых вопросах отрасли
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza