Но поделать с ним они уже ничего не смогут.
Американская консалтинговая компания Resume Builder провела опрос руководителей 1000 компаний относительно удалённого графика работы.
- 92 % из них говорят о необходимости вернуться к доковидным нормам посещаемости для работников;
- 51 % опрошенных компаний уже вывели всех или почти всех сотрудников на рабочие места;
- 39 % намерены добиться такого результата до конца 2024 года;
- 8 % упоминают 2025 год или «ближайшие годы»;
- лишь 2 % готовы всегда работать только в дистанционном режиме.
По всему миру 85 % лидеров бизнеса озабочены эффективностью труда удалёнщиков и работающих в гибридном формате, когда заочно – только часть недели. Об этом свидетельствуют результаты вышедшего в феврале 2024 года исследования компании Deloitte.
Однако роль такого формата в российской экономике растёт. В базе портала HeadHunter весной 2023 года работодатели опубликовали 71 259 вакансий с возможностью удалённой работы, то есть 6,6 % от всех вакансий в базе сервиса. А весной 2024 года — уже 114 200, или 8,2 % от всех предложений. Число вакансий с возможностью гибридного графика тоже выросло: с 18 570, то есть 1,7 % от общего количества вакансий, весной 2023 года до 33 424, то есть 2,4 % весной 2024 года
Исследование, проведённое в конце 2023 года международной консалтингово-аудиторской фирмой Global RSM, выявило, что в 70 % организаций удалёнка приводит к сложностям в управлении персоналом и бизнес-процессами. А в 56 % компаний заявили, что удалённый формат работы негативно влияет на производительность труда.
Есть и обратная сторона этого: тем, кто работает удалённо, сложнее сделать карьеру или добиться повышения зарплаты. На удалёнке есть также трудности с кибербезопасностью, добавил Брайан Джеймс из RSM Netherlands.
Полной удалёнке уже полтора года как объявлена война на международном уровне. В январе 2023 года глава банка JPMorgan Джейми Даймон на форуме в Давосе заявил, что молодые сотрудники не могут эффективно трудиться в дистанционном формате. В июне Google прекратила выдавать разрешения на постоянную удалённую работу и начала учитывать посещаемость офиса в оценке производительности труда. В январе 2024 года IBM заявила, что сотрудники, которые откажутся вернуться хотя бы на несколько дней в неделю в офис, будут уволены.
Война с удалёнкой пока идёт с переменным успехом. В тех же США, по данным компании – разработчика систем управления недвижимостью Kastle Systems, к январю 2023 года посещаемость офисов выросла до 50,4 %, в феврале она упала до 45,6 %, а потом стабилизировалась на уровне 48,6 %. Часть работников так и не вернулись в офис.
А в Великобритании, по данным LinkedIn, шесть из каждых 10 сотрудников заявили, что поменяют работу, если их вынудят полностью отказаться от удалённого формата. Люди были готовы приезжать в офис лишь в опредёленные дни недели.
В России происходит то же самое. Елена Михайлова, советник гендиректора ВЦИОМа, поделилась данными, собранными в октябре 2023 года. Тогда ВЦИОМ попросил 1200 россиян в возрасте от 18 лет до 61 года оценить по пятибалльной шкале важность факторов при выборе работодателя. Так вот, 4,3 балла россияне выставили в пункте «удобный график» и 3,2 балла – в графе «возможность работать удалённо».
Работодатели подтверждают, что гибкие графики и удалёнка оказались для их работников очень важными. Например, в HeadHunter возврат в офис после пандемии был по желанию сотрудников и таких желающих набралось немного, призналась руководитель внутренних коммуникаций и корпоративной культуры компании Ксения Степанова.
А в бухгалтерском сервисе «Кнопка» сразу после снятия карантина сотрудники были вроде бы рады вернуться в офис: кто-то устал сидеть в четырёх стенах, кто-то соскучился по коллегам, сказала HR-директор Мария Харченко. В офис сначала вышло больше половины работников. Но спустя пару месяцев ситуация изменилась: сотрудники стали приезжать в офис всего два раза в неделю, а остальное время работают из дома.
Сотрудники распробовали работу из дома и не хотят жертвовать своим комфортом, пишут аналитики консалтинговой компании McKinsey. По данным опроса 25 тыс. американцев, проведённого McKinsey в 2022 года, 20 % респондентов готовы даже пожертвовать частью зарплаты, лишь бы продолжать работать из дома.
Глобальный факт: 44 % компаний по всему миру уже полностью вывели сотрудников на работу в офис, ещё 40 % используют удалённый формат, а 16 % – гибридный формат, показало проведенное в 2023 года исследование компании-производителя систем для видеоконференций Owl Labs.
Половинчатым решением, которое устроило всех, оказался гибридный график работы. По данным опубликованного в апреле 2024 года совместного исследования Ассоциации менеджеров и компании Pridex, 50 % из 100 опрошенных HR-директоров и 250 офисных работников сказали, что половина их офисного персонала присутствует на рабочем месте лишь часть недели.
Опросы McKinsey показывают, что 20–25 % работников в странах с развитой экономикой считают, что могли бы работать из дома от трёх до пяти дней в неделю без потери производительности. Особенно часто хотят работать удалённо или в гибридном формате представители молодого поколения.
В HeadHunter в гибридном режиме работает около 95 % работников, рассказала Степанова. Она говорит, что сотрудники сами выбирают, сколько дней работать в офисе.
Опрос 400 российских компаний, проведённый в 2023 года консалтинговой компанией RosExpert, показал, что уже около 80 % из них позволяют части сотрудников не бывать на работе. В том числе 28,2 % не вводят никаких ограничений по количеству дней пребывания в офисе (это в основном IT-компании). А 48,8 % респондентов ограничивают число дней вне офиса и требуют, чтобы сотрудники присутствовали на работе хотя бы 2–3 дня в неделю, и это в основном компании из сферы ретейла и финансов. Стопроцентного посещения офиса всеми сотрудниками требуют по большей части компании из «консервативных» секторов: промышленные, добывающие, нефтегазовые и строительные.