Главная Сувенирная жизнь Деловые подарки: какими они бывают и как правильно их дарить

Деловые подарки: какими они бывают и как правильно их дарить

03.11.2006 в 10.42 9334Просмотров: 9334 0Комментариев: 0
Деловые подарки классифицируют по разным признакам, но если исходить из назначения и правил этикета, то можно выделить три большие группы.


Деловые подарки классифицируют по разным признакам, но если исходить из назначения и правил этикета, то можно выделить три большие группы.

Рекламно-сувенирная продукция. Название говорит само за себя: подарок, помимо своего прямого назначения, выполняет еще и рекламную функцию. Ручки, календари, кружки, майки, бейсболки, зажигалки, брелоки с логотипом вашей компании предлагаются посетителям выставки или презентации, вручаются в ходе деловых встреч и переговоров (если они не носят строго официального характера). Разумеется, переговоры на высшем уровне требуют более весомого презента, а рекламно-сувенирная продукция может стать к нему дополнением.

Обычно цена подарка в этой группе не превышает $10, но в отдельных случаях в качестве рекламного сувенира можно использовать и продукцию собственного производства — здесь уже допустима более высокая стоимость. Конечно, предварительно стоит поразмыслить, как адресат сможет использовать подаренную вещь и принесет ли она ему положительные эмоции. Подобный презент не должен выглядеть неприкрыто коммерческим — важно, чтобы он был оформлен и упакован именно как подарок.

Бизнес-подарки. В этой группе лидируют нейтральные презенты, и первое, что приходит в голову, — это канцтовары и прочие предметы офисного обихода (письменные приборы, ежедневники, блокноты, калькуляторы, органайзеры, настольные часы, визитницы и пр.).

Такие подарки преподносят коллегам, деловым партнерам, участникам мероприятий,предполагающих присутствие узкого круга лиц.

Желательно, чтобы при всей своей универсальности подарок был персонифицирован: на нем можно выполнить дарственную надпись или приложить к нему открытку. Личное обращение всегда приятно и повышает ценность подарка в глазах получателя: он понимает, что, выбирая и оформляя подарок, вы думали именно о нем.

Нередко после праздников среди подарков обнаруживаются абсолютно одинаковые вещи, и возникает искушение подарить второй экземпляр кому-то другому (уже от своего имени). Дарственная надпись с личным обращением сделает это невозможным и убережет человека от ошибки: дело в том, что по правилам этикета дарить полученные подарки не принято.

В последнее время набирают популярность презенты в восточном стиле. Достаточно нейтральным подарком являются кристаллы различных форм, сувениры из поделочных камней, фигурки животных с символическим значением. Разумеется, если вы хорошо знакомы со своим партнером или клиентом, то ваш подарок не обязательно должен иметь универсальный характер — в этом случае вы можете учесть индивидуальные предпочтения.

Средняя стоимость бизнес-подарка составляет $20–30. Согласно этикету, тот, кто получил подарок, должен преподнести ответный презент, как правило, примерно на ту же сумму. Поэтому, выбирая подарок, нужно обязательно подумать о том, сможет ли ваш адресат ответить тем же.

Цена презента для менеджера среднего звена не должна выходить за рамки $50, для топ-менеджеров международным деловым этикетом установлена "вилка" от $50 до $100. Подарки от $100 и выше преподносят первым лицам крупных корпораций. Если же в качестве презента вы используете продукцию собственного производства, то в каждой категории ее стоимость может быть выше, поскольку в этом случае вы не затрачиваете на приобретение подарка дополнительных средств.

VIP-подарки в большинстве своем четко персонифицированы и подбираются с учетом интересов, эстетических вкусов, пристрастий и увлечений адресата. Как правило, такие презенты преподносят руководителям, однако и сотрудник, занимающий не слишком высокую должность, может получить VIP-подарок, когда в его жизни случается важное событие (бракосочетание, рождение ребенка, юбилей и пр.).

Такой подарок вполне может выходить за рамки рабочего процесса: заядлый горнолыжник или дайвингист будет рад спортивному аксессуару, а нумизмат или собиратель древностей — умопомрачительному экземпляру для коллекции.

Если же вы покупаете подарок, предназначенный для офиса, то перед этим нужно обязательно побывать в кабинете у вашего адресата, чтобы знать, в каком стиле и цветовой гамме решен интерьер. Часы под старину в интерьере хай-тек вряд ли найдут достойное применение, даже если это будет очень дорогой подарок. Кстати, стоимость VIP-презента чаще всего определяется индивидуально, исходя из должности и социального положения адресата.

На роль VIP-подарка могут претендовать произведения искусства, изделия из драгоценных металлов, натуральных камней, ценных пород дерева, авторские сувенирные композиции. Как правило, подарки VIP-класса в салонах представлены всего в нескольких экземплярах, и продавцы интересуются у покупателей, кому предназначен презент, чтобы исключить повторы. Кроме того, вы можете заказать подарок, который доставят в наш город в единственном экземпляре. Если вы сообщите об этом адресату, то положительных эмоций будет еще больше.

Запретная зона

Косметика и парфюмерия в качестве деловых подарков не используются ни при каких обстоятельствах. То же самое касается предметов одежды и аксессуаров, с нею связанных: ни рубашка, ни галстук, ни шляпа, ни ремень, ни запонки здесь не годятся. Исключение составляют галстуки, играющие роль корпоративного атрибута: иногда они совершенно одинаковы или выполняются в едином стиле — с повторяющимся орнаментом, характерной цветовой гаммой или логотипом компании.

Из всех продуктов в качестве подарка можно использовать только конфеты и алкогольные напитки. Все остальное на роль презента категорически не подходит (это правило справедливо и для самых дорогих деликатесов).

Многие считают алкогольные напитки универсальным подарком, и совершенно напрасно. Чтобы такой презент попал в точку, нужно знать предпочтения вашего адресата, а это предполагает достаточно близкое знакомство. Согласно этикету, даме не принято дарить крепкие напитки (ни водку, ни коньяк, ни виски). Здесь предпочтительны легкие вина, допустимы ликеры, а также вермуты и мартини, которые обычно используют для приготовления коктейлей.

Мужчинам, в свою очередь, не рекомендуется дарить конфеты, да и современной бизнес-леди такой подарок подойдет далеко не всегда, и дело не только во вкусовых предпочтениях. Если в данный момент дама находится на диете, сладостям она не обрадуется, поэтому с конфетами нужно быть очень осторожным.

Если вы преподносите подарки нескольким деловым партнерам, то одинаковые предметы можно выбрать лишь в том случае, если вы уверены, что эти люди "не пересекаются" между собой.

Процесс имеет значение

Имидж-специалисты утверждают: важно не только то, что вы дарите, но и как вы это делаете. Процесс преподнесения подарка тоже регламентируется правилами этикета.

Во-первых, любой подарок, даже если он небольшой, должен быть хорошо упакован. Если человека встречают по одежке, то подарок — по упаковке, именно она создает у адресата первое эмоциональное впечатление. Яркая, выразительная упаковка уже одним своим видом способна доставить радость, и это будет дополнительное очко в вашу пользу.

Если по размеру подарок невелик, то его вручают правой рукой (развернув к адресату самой красивой стороной), при этом делают небольшой поклон. Тот, кто принимает подарок, тоже кланяется в знак благодарности и протягивает правую руку. Габаритный презент вручается и принимается обеими руками.

Даже если получатель не видит и не догадывается, какой подарок скрывается под упаковкой, он должен выразить радость и высказать слова благодарности. Желательно сразу же снять упаковку и посмотреть, что внутри. Равнодушно отложить подарок в сторону, не проявив к нему интереса, — дурной тон. Если человек потратил много времени и сил на поиски подарка, ему будет неприятно наблюдать такую реакцию.

Исключением может стать юбилей или другой праздник, где один человек получает сразу большое количество подарков, гости идут один за другим, и виновник торжества не в состоянии уделить внимание каждому презенту. В этом случае можно использовать специальный столик для подарков, куда именинник откладывает их прямо в упаковке, а разворачивает уже после окончания торжества. Этот столик лучше установить в отдельной комнате, но не там, где накрыт стол и куда провожают гостей, чтобы у них не было возможности сравнивать подарки. Часто на праздник приглашаются люди с разным уровнем достатка, и ни один из них не должен чувствовать себя неловко.

Из России с любовью

Если вы отправляетесь на переговоры в другую страну, преподнести подарок деловым партнерам считается хорошим тоном. При первой встрече с незнакомыми людьми презент должен быть нейтральным. На эту роль подойдут, например, сувениры, красочные альбомы с фотографиями, подарочные книги, отражающие культурную среду вашего города или страны. Разумеется, качество этой продукции не должно вызывать сомнений. Зарубежным партнерам можно презентовать произведения декоративно-прикладного искусства, небольшие скульптуры, гравюры, памятные медали, настенные тарелки. Выбирая в качестве подарка изделия народных промыслов, постарайтесь отыскать что-то необычное, оригинальное, чего адресат еще не видел (матрешки и хохломская роспись за границей давно уже перестали быть редкостью).

Если же вы встречаетесь не в первый раз и хорошо знаете людей, с которыми предстоит вести переговоры, то можете привезти из России какую-либо вещь по их просьбе, в том числе произведения искусства или антиквариат (когда вам известны предпочтения партнера в этой сфере). Разрешается дарить национальные алкогольные напитки, сладости, различные курительные принадлежности, но, разумеется, все это должно быть красиво оформлено.

Приобретая подарок для зарубежного партнера, очень важно учитывать обычаи его страны. Не поленитесь выяснить, какие подарки там относятся к запрещенным и опасным, иначе можно не только попасть в неловкую ситуацию, но и поставить под угрозу заключение важного контракта.

Кроме того, всегда нужно знать, какие должности занимают люди, с которыми вы намерены встретиться. Если вы вручите президенту фирмы такой же подарок, как и вице-президенту (или равный по стоимости), то это может быть расценено как оскорбление или в лучшем случае как знак вашей полной неосведомленности в вопросах этикета. Особенно чувствительны к нарушениям субординации японцы, корейцы, китайцы, народы Ближнего Востока и другие представители азиатских обществ, построенных на строгой иерархии.

Самое главное, о чем нужно помнить, выбирая подарок: его цель — не "отдариться", не соблюсти какие-то правила, а доставить человеку удовольствие. Когда адресат понимает, что презент был куплен в спешке, между делом, и вы всерьез не задумывались над тем, что подарить, то ваши действия могут иметь обратный эффект — не положительный, а отрицательный. Подарок должен принести радость!

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza