Главная Сувенирная жизнь Смерть Китая. Часть I

Смерть Китая. Часть I

24.03.2014 в 14.49 1840Просмотров: 1840 8Комментариев: 8
Растущие цены, структурные изменения, правовые ограничения, колебания курса валют и жесткая конкуренция – вот что характеризует последние пару лет рынок промопродукции Юго-Восточной Азии. Для импортеров это означает одно: бизнес в этом регионе становится все более и более сложным.

Фото: Flickr/Robert Scoble
Текстильная фабрика в Нанхай

Самое позднее к 2025 году, а может, и на пять лет раньше, в Китае уже не будет достаточного числа рабочих, готовых работать на заводах и фабриках, на стройках и рудниках за минимальную плату. Об этом говорят результаты исследования, которое провели два экономиста из Международного валютного фонда (МВФ) в 2013 году. По данным, собранным специалистами из Азиатского департамента МВФ Митали Дас (Mitali Das) и Папа Н'Диайне (Papa N’Diaye), заработная плата увеличится так резко, что Китай больше не сможет оставаться самой дешевой в мире производственной базой. Аналогичный прорыв сделала экономика Тайваня в 1980-х годах.

Не требуется серьезных познаний в экономике или демографии, чтобы правильно истолковать этот прогноз. Смерть «дешевого Китая» уже давно является предметом обсуждения в прессе. Отраслевые инсайдеры предсказывали это в течение долгого времени. Иностранные компании тоже уловили тенденцию.

– Цены росли в течение многих лет, и это сказалось на всех игроках рынка, – сказал Майкл Вейссенрайдер (Michael Weissenrieder), генеральный директор международного поставщика промопродукции Global Brand Concepts. – В то же время ключевые клиенты наконец признали, что производство в Китае больше не означает дешевизну. И крупные игроки из числа наших клиентов начали подстраиваться под ситуацию.

В то же время немало сложностей свалилось на головы импортеров. В частности, в связи с ростом заработной платы, которая, по данным Торгово-промышленной палаты ЕС, в настоящее время в Китае растет быстрее, чем ВВП.

– Расходы по заработной плате продолжают расти чрезвычайно быстро – речь идет об увеличении на 18% в год, – сообщил Оскар ван дер Спруит (Oscar van der Spruit), генеральный директор голландской импортной компании Intraco.

– Даже если в некоторых сегментах ситуация несколько стабилизировалась, например, в вопросе цен на сырье, заработная плата по-прежнему стремительно растает, – прокомментировал Дейдерик ван Стирум (Diederik van Styrum), управляющий директор Xindao.

– Растущий уровень заработной платы в Китае – по-прежнему большая проблема. Тем не менее продукция все так же пользуется спросом, поэтому мы вынуждены искать решения. Например, целенаправленные закупки и более плотное партнерство с поставщиками, – подтвердил Кристоф Ашхаммер (Christof Achhammer), региональный менеджер немецкоговорящих рынков Mid Ocean Brands Germany. – Благодаря этим мерам мы недавно смогли значительно снизить цены на почти 250 товаров в нашем ассортименте.

– Чем более трудоемкий продукт, тем более высокую стоимость приходится закладывать. – добавил Мейнхард Момбауер (Meinhard Mombauer), исполнительный директор LM Accessoires. – Например, чрезмерно дорого обходится ручная полировка металлических элементов. За последние годы цена на некоторые товары возросла вдвое. Не говоря уже о том, что на Дальнем Востоке становится все труднее найти соответствующих специалистов для многих и вполне определенных видов работ.

Фото: Flickr/Ian Southwel

Подразделение Chanel в Гонконге: «Благодаря общему росту уровня жизни, внутренний рынок процветает»

Структурные изменения

Рост заработных плат – только часть структурных изменений последних лет. Многие жители традиционных производственных центров в прибрежных районах Китая давно уже нашли себе более привлекательные сферы деятельности, чем изнурительная работа на фабриках. Заводы все меньше и меньше могут рассчитывать на постоянный приток рабочих-мигрантов, готовых сутками сидеть за швейными машинами или у конвейерных лент.

– Индустриализация идет по всей территории Китая, и многим трудовым мигрантам нет необходимости покидать родные края, так как и там для них теперь есть работа, – заявил Момбауер. – В итоге мы имеем постоянный дефицит рабочей силы, а это сказывается на сроках поставки.

В попытках решить проблему кадрового дефицита и в то же время сохранить низкий уровень оплаты труда, часть производств стали перемещать вглубь страны. Некоторые китайские компании уже предприняли этот шаг, но, по словам ван Стирума, данный процесс пока не достиг массового масштаба.

– Конечно, есть производители, которые успешно перенесли свои предприятия вглубь страны, но есть и другие, которым это не удалось, – поделился ван Стирум. – Особую осторожность проявляют крупные компании, потому что дешевой рабочей силе неотъемлемо сопутствуют слабая инфраструктура и низкий уровень эффективности. В большинстве случаев производителю приходится начинать с нуля. Смена дислокации, конечно, позволяет меньше платить, но большие расстояния доставки и низкий КПД все равно увеличивают расходы.

Третий вариант развития событий – компании вообще покидают традиционные для них отрасли производства.

– Некоторые фабрики просто напросто закрываются – добровольно или по причине банкротства, – добавил Момбауер. – Производители, преимущественно из Гонконга и Тайваня, десятилетиями работавшие на рынке, теряют интерес к бизнесу. Я могу назвать несколько случаев, когда компании просто исчезали в течение одного дня.

По словам Момбауера, в редких случая образовавшиеся на рынке ниши занимают новые предприятия.

– В то же время в Китае есть множество бюрократических препятствий для бизнеса – от налогообложения и трудового законодательства до правил аренды, – продолжил Момбауер. – Плюс ко всему правительство Китая развивает концепцию «чистых регионов», где не разрешается размещение некоторых типов производств по соображениям экологичности или имиджа. В частности это касается побережья КНР, например, Шэньчжэня.

Кроме того, многие предприниматели по-прежнему ориентируются на внутренний рынок, который, в связи с ростом уровня жизни, стал привлекательной альтернативой экспортной деятельности. Тем более ряд положений, регулировавших производство, например, для Европейского Союза, перестали действовать.

Карательные пошлины и курсы обмена

Из всех вышеперечисленных фактов еще не следует, что Пекин больше не заинтересован в экспорте.

– По сравнению с ситуацией на внутреннем рынке, действительно прослеживается тенденция к уменьшению экспорта, но вливания иностранной валюты по-прежнему остаются существенным фактором роста китайской экономики, – рассказал Ашхаммер.

Отдельные отрасли промышленности ЕС в настоящее время ощущают угрозу со стороны китайских демпинговых цен. Яркий пример – карательные пошлины, которые в конце 2012 года ввела Еврокомиссия на импорт фарфоровых и керамических изделий, произведенных в КНР. На этот шаг, кстати, комиссия пошла только после коллективного обращения европейских производителей.

Для импортеров это стало еще одним препятствием в работе, которое привело к вынужденному росту цены, снижению прибыли и усложнению расчетов. А последним камнем преткновения, по единодушному мнению большинства, стал вопрос курсов обмена валюты.

– Ощутимые колебания курса китайского юаня и доллара США оказывают сильное давление на нас, импортеров, – рассказал Стирум.

Неопределенность, вызванная изменениями обменных курсов, в настоящее время является нашей самой острой проблемой в Китае, – поддержал коллегу Вейссенрайдер. – Многие поставщики уже закладывают в свои расчеты некую буферную сумму, которая должна скомпенсировать колебания американского доллара. Поэтому мы были вынуждены начать оформлять наши сделки и запросы непосредственно в юанях.

Продолжение следует...

www.eppi-online.com
Перевел Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
Гость Алексей
Когда продолжение будет?
 
Ответить
Александр Косачёв
Уважаемый Алексей, спасибо за внимание к нашим публикациям.
Отвечая на ваш вопрос, перевод второй части статьи выйдет в ближайшее время. Ждите обновлений!
Ответить
Гость Лазариус
У мення такое ощущение, что кто-то специально форсирует тему с простом цен в Китае. Только не пойму зачем?
Ответить

Обсуждение перенесено на форум Перейти к обсуждению

Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza