Главная Сувенирная жизнь Андрей Маслак о сувенирной отрасли, выставках ...

Андрей Маслак о сувенирной отрасли, выставках ...

26.02.2010 в 14.45 3664Просмотров: 3664 0Комментариев: 0
Эта статья – желание продолжить обсуждение вопросов, инициированных на конференции во время выставки IPSA в феврале этого года. Андрей Маслак в этом материале решил поделиться своим взглядом на отрасль и ее проблемы








Андрей Маслак, Президент ассоциации IPSA поделился с нами своим взглядом на сувенирную отрасль и проблемы, которые ее окружают.

Данная статья в том числе была вызвана активным обсуждением на форуме как выставки IPSA, так и результатов Третьей отраслевой конференции "Рекламные сувениры как инструмент эффективного продвижения".








Эта статья - желание продолжить обсуждение вопросов, инициированных на конференции во время выставки IPSA в феврале этого года.

Постараюсь изложить собственный взгляд на нашу отрасль, ее проблемы и ее будущее.
Для начала давайте ответим на вопрос, связанный с предметом дискуссии.

В какой отрасли мы работаем и что является ее основным товаром?

Вопрос только на первый взгляд может показаться банальным.
Рекламные сувениры, бизнес-сувениры, бизнес-подарки, подарки (маркетинг подарков) - вот далеко не полный перечень терминов, которые сегодня используются для идентификации продукта, а также компании, этот продукт производящей и отрасли, где компания функционирует.
Попробуем разобраться, опираясь на наиболее авторитетные (во всяком случае для меня) суждения по поводу происхождения терминов.

Словарь русского языка (С.И.Ожегов, 24-е издание, Мир и Образование, 2006) гласит:
ПОДАРОК - вещь, которую дарят, подарили.
СУВЕНИР - подарок на память.

Определение понятия «рекламный сувенир» можно вывести из предыдущего, учитывая появление дополнительной функции : рекламной.
Реклама (по Ф.Котлеру) - это маркетинговая коммуникация, главной целью которой является информирование потребителя о продукте (компании, товаре или услуге, идее).

Соответственно, РЕКЛАМНЫЙ СУВЕНИР - это подарок на память с целью информирования потребителя о продукте.
На мой взгляд, все эти определения носят узкий характер и отражают только часть предмета деятельности отрасли. Например, подарки, используемые в качестве премии за покупку, выполняют функцию по стимулированию сбыта. А это уже другая, отличная от рекламы, маркетинговая коммуникация.

Более общим понятием, которое точнее отражает суть рыночного предложения, является ПРОДУКТ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ (promotional product).
По Котлеру это - «четвертая Р» (promotion), которая включает в себя такие средства коммуникаций , как реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, торговые агенты (прямые продажи) и прямой маркетинг.

В последнее время все чаще многие специалисты отрасли говорят о том, что в основе нашего бизнеса лежит не товар, а услуга для решения стоящих перед клиентом маркетинговых задач, делая абсолютно справедливый вывод о возрастании роли креатива, идей и индивидуального подхода к клиенту.

На самом деле никакого противоречия не существует. ПРОДУКТ для продвижения = ТОВАР или (и) УСЛУГА для продвижения. Без товара (собственно подарка или сувенира) отрасль функционировать не может, но добавленную стоимость конечного предложения создает именно сервис.

Следующий «банальный» вопрос, что есть ОТРАСЛЬ?

В качестве рабочего определения предлагаю использовать то, которое дал М.Портер (Конкурентная стратегия, Альпина бизнес букс, Москва 2006).
Отрасль - это группа компаний, которые производят продукты, являющиеся близкими субститутами. Субституты - продукты заместители.

Определении отрасли - это также и определение ее ГРАНИЦ. Для нашего бизнеса безусловно актуальная тема. В принципе на любой подарок или сувенир может быть нанесено рекламное обращение. Значит ли это, что всех производителей подобного товара можно отнести к нашей отрасли? Еще одна хорошая тема для дискуссии!

Таким образом, наряду с такими отраслями экономики как сельское хозяйство и автопром, в нашей стране существует и развивается ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ.

Два слова о будущем отрасли.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что в нынешний кризис рынок продуктов для продвижения в стране упал примерно на 50%, в Европе на 15%. Однако тенденции к замедлению роста этого рынка в США и Западной Европе были налицо уже давно. Некоторые специалисты считают, что и в дальнейшем рост будет минимальный или даже со знаком «минус».

Существует также мнение о том, что кризис заставил многие компании не просто сокращать затраты на продвижение, а искать новые, более экономичные его формы. Получив положительный результат, компании закрепят эти инновации и уже никогда не вернутся к докризисной практике. Традиционным способам продвижения будет нанесен ощутимый урон.

В то же время, у отечественного рынка существует огромный потенциал роста. Этот потенциал основан не только на низкой базе, причиной которой стал кризис, но в значительно большей степени на неразвитом спросе на продукты для продвижения со стороны российских компаний. Причина - отсталая во многом культура и традиция дарения. И, что значительно важнее, отсутствие развитого предложения на рынке.

В данном случае не спрос определяет предложение, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОЗДАЕТ СПРОС!

Могу предположить, что три из четырех компаний, не являющихся сегодня клиентами нашей отрасли, стали бы ими в случае получения интересного рыночного предложения.

Таким образом, возможно наиболее актуальной проблемой для отрасли является ПРОДВИЖЕНИЕ САМОЙ ОТРАСЛИ.

Сложно (и главное - дорого) продвинуть простой товар или услугу, а тут - целую отрасль! Да и возможно ли в принципе?

В принципе, возможно все. Отрасль тоже можно рассматривать в качестве продукта, у которого есть своя целевая аудитория (не только потребители ее услуг и товаров, но и государство, смежные отрасли, поставщики товаров и услуг для нее, например, финансовых и т.д.).

Так как отрасль - это группа компаний, то и задачу по продвижению отрасли должны выполнять эти компании.

Или ОТРАСЛЕВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.

Объективно, что у отраслей существуют проблемы, которые имеют «общецеховой» характер, и их разрешение возможно только совместными усилиями компаний -конкурентов.

Вот некоторые примеры таких общеотраслевых проблем, в решении которых реализуется лоббистская функция отраслевых объединений.

Спортивная индустрия - изменение таможенных ставок на ввозимые товары, аналоги которых производятся или не производятся в стране (беговые лыжи - горные лыжи).

Парфюмерно-косметическая промышленность - уровень государственных акцизов на спирт и сырьевая база для отечественной промышленности.

Машиностроение - господдержка (госгарантии по кредитам, стимулирование потребительского спроса на продукцию отрасли).

Банки - совершенствование банковского законодательства.

Отдельная тема - саморегулируемые общественные объединения и их функции.

Кто и как сегодня представляет производство продуктов для продвижения ? Существует несколько организаций, претендующих на эту роль.

Сразу замечу, что IPSA по формальным признакам не входит в их число. И не планирует развиваться в этом направлении самостоятельно. Но мы планируем активно участвовать в процессе консолидации отрасли, так как это не просто соответствует стратегии компании, но и есть сама ее стратегия.

Мы - за наличие в отрасли сильного отраслевого объединения. Объединения большого числа столичных и региональных компаний. Объединения, имеющего конкретные и реалистичные общеотраслевые цели и задачи. Объединения, располагающего необходимыми ресурсами на их выполнение.

Мы - за объединение, которое станет прежде всего площадкой для общения, обмена опытом и информацией. Именно в этом самая простая и важная, на мой взгляд, функция любого сообщества.

Одна из ключевых проблем отрасли, повторюсь, продвижение самой отрасли. Отечественная практика деятельности отраслевых союзов показывает, что многие из них ставили и ставят перед собой аналогичную задачу. Но, как правило, отсутствие необходимых финансов и конкурентные противоречия приводят к тому, что такого рода планы остаются только на бумаге.

Существенную (а очень часто и решающую) роль в деле продвижения отраслей могут и должна играть ОТРАСЛЕВАЯ ВЫСТАВКА.

Миссия выставки (или ярмарки, С.И. Ожегов) заключена в ее определении -«съезд торговых и промышленных организаций, коммерсантов, промышленников, преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам».

Организация успешного съезда не возможна без инвестиций в отраслевой маркетинг. Конечная цель любого бизнеса - охватить 100% своей целевой аудитории. Стратегическая цель выставки - собрать всех покупателей и продавцов в отрасли. А что является смыслом продвижения отрасли, как не желание добиться того, чтобы все потенциальные ее клиенты стали покупателями продукции, которую производят отраслевые компании?!

Очевидно также, что выставка - единственная в своем роде платформа взаимодействия с другими важными для отрасли целевыми аудиториями.

Выставка, представляющая большое количество фирм и продуктов, также выполняет и консолидирующую роль в смысле экономии финансовых и временных ресурсов не только для экспонентов, но, что во много раз важнее, и для региональных компаний.

IPSA действует именно в этом направлении. В основе нашей стратегии лежат достаточно специфические компетенции: КОМПЕТЕНЦИИ компании, которая с 1994 года организует выставки и издает журналы не только в России, но и во Франции, Польше, Украине и Испании. Партнерами компании являются Rееd Exhibitions и Messe Frankfurt.

Отраслевые компетенции и невовлеченность в конкурентные отношения определяют во многом успех деятельности нашей фирмы.

Таким образом, стратегия, направленная на консолидацию и продвижение отрасли в целом, является объективной основной деятельности компании IPSA и необходимым условием ее коммерческого успеха.

Организация совместной конференции с РАППС , кооперация с выставкой «Скрепка» в прошлом году, развитие стратегических отношений с PSI - примеры реализации этой стратегии.

Надеюсь, что здравый смысл и базовые коммерческие интересы ведущих игроков приведут к тому,что в будущем отрасль будет представлена сильным отраслевым объединением и европейского уровня выставкой.

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza