Главная Сувенирная жизнь Брелок: от амулета до гаджета

Брелок: от амулета до гаджета

21.11.2013 в 17.53 4618Просмотров: 4618 0Комментариев: 0
Для одних брелок – это бесполезный аксессуар, для других – памятная мелочь, для третьих – талисман, приносящий удачу. И, кончено, это неизменный рекламный артикул в сотне промокаталогов, который был в обиходе еще в доисторические времена.

Роль и область применения брелоков менялась на протяжении истории, а вернее будет сказать, что они эволюционировали вместе с человечеством. Хоть сам термин появился только в XVIII веке, и относился к аксессуару, который прикреплялся к часовой цепочке или браслету, аналоги брелоков существовали с первобытных времен.

Первые брелоки-подвески имели не декоративный или утилитарный характер, а были напрямую связаны с религиозными и мистическими верованиями хозяев. Их нашивали на одежду, носили на поясе или закрепляли на инструментах и оружии, чтобы защититься от духов или наделить предметы обихода магическими свойствами. Другой их функцией была дифференциация людей по социальному статусу – вождь, охотник, земледелец и так далее.

В ход шли когти и зубы убитых животных (а иногда и людей), раковины и минералы, изделия из дерева и кости, а позднее – металл. Есть свидетельства, что первые брелоки были частью бартерной системы – одним из первых эквивалентов денег.

Предпосылки к появлению брелоков, близких к современным, были заложены в Римской Империи, гражданам которой принадлежит изобретение и внедрение замков. По крайней мере об это говорят археологические находки. Конечно, первые замки придумали 3 000 лет назад в Древнем Египте, но их было так мало, что в изобретении какого-то особого способа упорядочить ключи не было необходимости. Римляне же стали использовать различные запирающие механизмы в быту, а там где были запоры, были и ключи, которые приходилось содержать в порядке.

Первые брелоки представляли собой простые металлические кольца, так как римляне уделяли больше внимания оформлению самих ключей, чем аксессуаров к ним. Использовать кольца продолжали вплоть до конца Средних веков, так как большинство людей предпочитало не запирать, а прятать свои личные вещи. Замки использовались для защиты особо ценного имущества, в хозяйственных и оборонительных целях.

Тем не менее день брелоков близился, так как вместе с техническим прогрессом развивались и эстетические потребности. Примитивные талисманы древности постепенно получили статус украшений, и изготовление брелоков-подвесок стало уделом ювелиров. В Средние века ими украшали элементы одежки, например, застежки, носили как кулоны и геральдические знаки отличия.

С приходом эпохи Возрождения ювелирное искусство вышло на новую ступень развития вместе с новыми материалами и технологиями. В Италии стали изготавливать подвески-брелоки из цветного стекла в виде флаконов и бутылочек, которые наполняли духами, ароматическими настоями, а иногда и ядом.

Вот здесь-то на сцену и выходят брелоки в привычном для нас понимании. В XVIII веке их стали выделять как отдельный тип аксессуара, который считался очень модным и популярным среди аристократии. При этом они были преимущественно мужскими элементами туалета, которые носили на часовой цепочке или браслете.

Правильное обращение с брелоками было возведено в ранг искусства, служило признаком утонченного вкуса владельца. В среде аристократов-денди были разработаны свои правила сочетания брелоков и их ношения. Брелоки у элегантного кавалера чуть позвякивали, привлекая внимание окружающих дам. Мастера придавали им самые разнообразные формы, украшали слоновой костью, драгоценными и полудрагоценными камнями или эмалью.

Близкий к переломному момент наступил в 1778 году, когда британский инженер Роберт Баррон придумал первый сувальный замок. Новый механизм быстро вошел в массовое производство, количество ключей в обиходе увеличилось, но для появления постоянного тренда на брелоки этого все еще было недостаточно.

К XIX веку мода на брелоки немного изменилось: их количество на цепочке уменьшилось до 2-3, их стали воспринимать как сувениры-воспоминания, например, о любимой женщине.

Постепенно брелоки совсем перестали носить в качестве аксессуара, и к XX веку, наконец, они стали привычными нам подвесками для ключей. Немалый вклад в этот процесс внесла быстрорастущая автомобильная промышленность. С распространением личного моторного транспорта в 1920-х и 1930-х годах появилась необходимость по соображениям безопасности запирать средства передвижения. Ключей с обращении сразу стало больше, и производители автомобилей увидели в этом новый рекламный инструмент, начав распространять брелоки с логотипами. А в середине 1940-х, когда повсеместно стал использоваться пластик, и их тиражи выросли до миллиардов штук в год. И вполне логично, что их стали комбинировать с другими полезными вещами – увеличительными стеклами, фонариками, линейками и так далее.

XXI век внес свои коррективы в моду на брелоки, и теперь они украшают не только ключи. Они распространились и на сегмент гаджетов – мобильных телефонов, портативных компьютеров и так далее. Причем миниатюризация технологий добавила им новый функционал – флеш-накопители, фоторамками, музыкальные плееры и многое другое. Некоторые из новинок наконец решили проблему затерявшихся где-то ключей. Так брелоки-маячки синхронизируются с мобильным телефоном, так что на ключи можно «позвонить».

О различных вариантах и модификациях брелоков можно говорить бесконечно долго. Также как их история, сфера рекламного применения разнообразна и увлекательна. Главное, найти верный ключик к клиенту.

Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza