Главная Сувенирная жизнь Come on baby, light my fire

Come on baby, light my fire

21.06.2013 в 15.21 2769Просмотров: 2769 0Комментариев: 0
Даже в период экономического упадка от одной искрометной идеи может разгореться пламя мирового успеха. Зажигательный пример – предприятие Джорджа Гранта Блэйсделла, которое он основал в годы Великой депрессии в городе Брэдфорд (Пенсильвания, США). А сегодня каждый знают: Zippo даст всем прикурить!

Джордж Грант Блэйсделл, основатель Zippo«Почему бы тебе не купить более презентабельную зажигалку?» – спросил Джордж Грант Блэйсделл в 1932 году на танцах в городке Брэдфорде (Пенсильвания, США) Дика Дрессера, наблюдая за его попытками открыть старенькую австрийскую зажигалку. «Потому что эта работает!» – огрызнулся в ответ Дик, наконец прикурив папиросу. По легенде именно после этого диалога к Блэйсделлу пришло озарение – доступные и надежные зажигалки, которые не откажут и не потухнут, нужны всем независимо от достатка и социального положения.

На самом деле Блэйсделл хотел начать с продажи австрийских зажигалок в США, но первая заказанная им партия так и осталась на складе – он не смог продать ни одной штуки. Он понял, что американцам необходимо что-то новое: требовались удобный дизайн, надежный механизм и яркое название. Прототипом для первой модели послужила все та же австрийская зажигалка, только Блэйсделл заменил корпус на более ухватистый прямоугольный и добавил откидную крышку. За названием он тоже решил далеко не ходить. Как раз в этот момент в США появились первые застежки-молнии, названные «зипперами». Предприимчивому изобретателю понравилось слово, которое было похоже на звук поворота колесика-кресала по кремнию. Новинку он назвал Zippo.

Австрийская зажигалка, стандартная модельВ 1932 году Джордж Блэйсделл основал в своем родном Брэдфорде маленькую фабрику Zippo Manufacturing Company и к 1933 году выпустил первую модель стоимостью $1,95. Удача повернулась к нему лицом: новая зажигалка пришлась американцам по вкусу. На сегодняшний день сохранилось около 50 зажигалок первой серии.

Первый зажигалки Zippo были совершенно «голые» – без надписей и узоров. В 1934 году Блэйсделл добавил по углам гравировку – декоративные косые линии. Впоследствии этот дизайн был использован в винтажной серии «1937 Vintage Replica».

3 марта 1936 года компания получает патент №2032695 на конструкцию зажигалки Zippo. Патент был выдан на компаньона Джорджа Блейсделла – Джорджа Гимера, который был указан автором конструкции. В этом же году Zippo Manufacturing Company запустила новый сервис – именные зажигалки с выгравированными инициалами заказчика.

Настольная зажигалка BarcroftВ 1937 году в дизайн Zippo были внесены последние изменения – компания частично пересмотрела технологию производства и скруглила края зажигалки. С тех пор внешний ее вид почти не менялся за исключением 1946 года, когда у зажигалок появилось вдавленное дно, которое до сих пор характерно для большинства серийных моделей. В 1939 году впервые появились зажигалки из золота 583-й пробы. В это же время компания выпускает первую настольную модель Barcroft.

Перед самой войной Блейсделл провел удачную рекламную акцию, реализовав более 300 тысяч зажигалок. В барах и кафе предлагалось сыграть в игру Punchboard: на стену вешалась доска с множеством пронумерованных в случайном порядке отверстий, заклеенных бумагой. В верхней части доски были написаны выигрышные номера, и любой посетитель за 2 цента мог проковырять одно из отверстий. Если там оказывался выигрышный номер, он получал приз – зажигалку Zippo.

Разные серии зажигалок делались из разных материалов. Сейчас известны корпуса из латунных, медных или хромо-никелевых сплавов, из меди, титана и драгоценных металлов. Но с 1942 по 1946 год из-за дефицита ресурсов в производстве использовалась сталь, а 100 % продукции продавалось в Вооруженные силы США. Зажигалки нельзя было купить в обычном магазине или баре, и среди гражданских в то время часто говорили: «Мы дома можем только мечтать, чтобы одним больший пальцем зажечь на ветру свою Zippo».

Цент, никогда не потраченный на ремонт зажигалки ZippoКонец Второй мировой войны был отмечен резким скачком популярности зажигалок Zippo. Блейсделл почувствовал, что наступает новая эпоха и начал активную рекламную кампанию. Он сделал ставку на пожизненную гарантию – зажигалка Zippo любого возраста и в любом состоянии будет бесплатно отремонтирована с заменой необходимых деталей. Была даже выпущена сувенирная монета в 1 цент – «Цент, никогда не потраченный на ремонт зажигалки Zippo».

Гарантия не распространялась только на внешнюю отделку и рисунки на корпусе, а эти поверхности Блейсделл использовал по полной. Многие зажигалки конца 1940 – 1950 годов представляют собой настоящие шедевры ручной работы. Также зажигалки оказались востребованы в качествен рекламных сувениров и имиджевых подарков с логотипами компаний. Первое рекламное нанесение было сделано еще в 1935 году по заказу нефтяной компании Kendall Oil, а рекламный тираж составил 500 экземпляров.

В 1949 году Zippo Manufacturing Company внедряет новый метод нанесения изображений на металл: картинка сначала вытравливалось химическим способом на зажигалке на глубину в тысячные доли сантиметра, после этого раскрашивалось методом аэрографии и закреплялось нагревом до высокой температуры. Новый способ был опробован на серии Town and Country с изображениями животных, птиц и сценами охоты. Сегодня эти зажигалки считаются одними из самых красивых за всю историю компании и высоко ценятся коллекционерами.

Также в 1949 году открылся филиал фабрики Zippo в Канаде, работавший до 2002 года. Зажигалки этой фабрики имели собственную маркировку Niagara Falls, Ontario. Всего в Канаде было выпущено около 13,5 миллионов зажигалок.

С 1950 года Zippo экспериментирует с покрытием, используя цветную кожу, серебряное и золотое напыление. Но в 1951 году на время Корейской войны фабрика снова возвращается к стальным корпусам.

Зажигалка Zippo времён Второй мировой войны с нацарапанным именем и датойВообще, связь армии США с Zippo Manufacturing Company проходит красной линией через всю историю компании. Зажигалки с эмблемами родов войск и военными сюжетами начали выпускаться еще в 1940-х годах, а к 1960-м практически каждое войсковое соединение размещало у Zippo заказы со своими опознавательными знаками. Зачастую эмблемы разрабатывались собственным дизайнерским отделом Zippo. В итоге зажигалка стала не только практически единственным источником огня и тепла в суровых условиях военной службы, но другом и талисманом. Солдаты в американской армии почти полностью экипировались за счет государства, и Zippo военнослужащим приходилось покупать за свои собственные деньги.

Особую популярность Zippo приобрела на флоте. Каждый военный корабль считал долгом иметь собственный запас зажигалок, которые выдавались каждому члену экипажа на память по окончании службы. В имуществе солдат, матросов и летчиков Zippo заняла место наряду с такими обязательными предметами как нож, ложка, ремень, каска, плащ.

Вернувшись с войны, солдаты привезли вместе с зажигалками множество легенд. Zippo спасала жизни морякам потопленных кораблей – ночью они с ее помощью подавали сигналы бедствия. Экипаж бомбардировщика, оставшийся без освещения из-за поломки на борту, смог посадить самолет, ориентируясь по подсвеченным ее пламенем приборам. Среди пехотинцев было много случаев, когда Zippo, положенная в нагрудный карман, принимала на себя пулю.

В 1956 году на рынок была выпущена первая узкая модель для женщин Slim, а к 1957 году появляются зажигалки этой серии с золотым и серебряным напылением. Кроме этого, с этого момента все изделия начинают маркироваться годом выпуска. С 1986 года на донышке стали указывать и месяц.

В память о высадке американских астронавтов на Луну в 1969 году была выпущена серия Moon Landing, а в 1974 году ассортимент пополнили зажигалки Venetian, которые выпускаются и по сей день.

Чтобы отметить свой 50-летний юбилей, Zippo выпустила памятную серию зажигалок, а также добавила модели для курителей трубок. Их отличали большие отверстия в ветрозащитной части, чтобы облегчить пользование зажигалкой.

Zippo 1941 replica и современная модель Brushed Chrome

С 1992 года компания начала выпуск ограниченных коллекционных серий Collectible of the Year, которые выходили регулярно до 2002 года. А к 2003 году Zippo Manufacturing Company выпустила уже 400-миллионов зажигалок.

Газовая Zippo BluЧтобы следовать в ногу со временем, в 2005 году Zippo выпускает первую в своей истории газовую зажигалку Zippo Blu. На сегодняшний день компания выпустила более 500 миллионов изделий, среди которых есть даже виртуальная зажигалка Zippo Virtual Lighter для мобильных телефонов.

Все зажигалки Zippo до сих пор производятся только на фабрике в Брэдфорде, а торговлю внутри США и по всему миру осуществляет через широкую сеть представительств. Более чем в 120 странах марка Zippo – это синоним американского качества и надежности. Зажигалки Zippo так же широко известны как предмет коллекционирования. Компания выпускает «Руководство для коллекционеров Zippo» с иллюстрациями и описаниями серий зажигалок, включая подробную расшифровку кода выгравированного на нижней части.

На родине Zippo в Брэдфорде действует музей, где собраны всевозможные зажигалки этой марки, и у многих из них удивительные судьбы. Здесь есть залы экспериментальных моделей, прототипов Zippo, сломанных и отремонтированных Zippo, шедевров дизайна и легендарных Zippo, коллекционных Zippo и современных разработок.

Zippo со дня своего рождения прошла вместе с Америкой более 80 лет, но осталась практически неизменной, такой же надежной и долговечной, как при рождении.

Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza